Настроения бизнеса вернулись в 2021 год

10:39

Индикатор бизнес-климата (ИБК), рассчитываемые Центробанком по результатам опроса предприятий, растет четвертый месяц подряд: в феврале он составил 4,7 (3 в январе) и приблизился к уровням конца 2021 г. Цифры свидетельствуют о том, что этот год начался на позитивной ноте, комментируют аналитики MMI.

Росли и оценки текущей ситуации, и ожидания. Условия ведения бизнеса улучшились в большинстве отраслей, наиболее заметно — в торговле автомобилями и добыче полезных ископаемых. ИБК снизился лишь в розничной торговле, несмотря на признаки восстановления потребительского спроса. Ожидания компаний продолжали улучшаться по мере уменьшения рисков. Силнее всего — в сфере услуг и оптовой торговле, а наибольший позитив сохраняется в сельском хозяйстве, отмечает ЦБ.

ЦБ впервые включил в опрос данные об инвестициях. Компании оценивали свою инвестиционную активность в IV квартале 2022 г. выше, чем в предыдущем, в I квартале ожидается дальнейший рост на фоне роста загрузки производственных мощностей: ее уровень в IV квартале достиг максимума с 2002 года. В условиях нехватки персонала предприятия планируют увеличить численность работников. На максимумах оценки изменения объемов выпуска у производителей инвестиционных товаров. Их ожидания относительно объемов производства (благодаря программам импортозамещения) — одни из лучших (наряду с аграриями), а в целом ожидания улучшаются второй месяц подряд.

Лучшие оценки спроса также у производителей инвестиционных товаров, они «фиксировались на максимумах», пишет ЦБ. А вот худшие — по-прежнему в розничной торговле. Неудивительно, что ценовые ожидания бизнеса снижаются второй месяц подряд. В условиях сдержанного спроса компании старались ограничивать рост цен на свою продукцию. При этом средний уровень инфляции, заложенный компаниями в бизнес-планы на этот год, составляет 9,8%, что подтверждает незаякоренность инфляционных ожиданий, комментирует ЦБ.
Он отмечает существенное снижение негатива в оценках автоторговцев. Растут продажи китайских и отечественных автомобилей (в том числе за счет продления госпрограмм льготного автокредитования), кроме того, компании расширяют использование схем «трейд-ин». Автодилеры стали единственными, кто отметил смягчение условий кредитования в феврале.