Юристов и экономистов потеснили врачи и айтишники: названы профессии с растущей репутацией

19:22

Массовые представления об успешной карьере связаны с ИТ, математикой и здравоохранением — к такому выводу пришли авторы Мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2021 году, вторую часть которого опубликовала Высшая школа экономики. Именно эти направления получили в 2021 году больше всего дополнительных бюджетных мест, и на них начали перетекать абитуриенты с других направлений.

В нынешнем учебном году бюджетных мест в вузах стало больше на 9%. В первую очередь, их распределили в сферы, связанные с кадровым обеспечением цифровой трансформации экономики. На 5 тысяч мест (на 17%) вырос прием на «Информатику и вычислительную технику», на 1,4 тысячи (на 13%) — на «Математику», почти на 1000 мест (на 9%) — на «Электронную технику, радиотехнику и связь», больше, чем на 1000 мест (на 17%), — на «Информационную безопасность», кроме того, на 11% бюджетных мест стало больше в «Приборостроении и оптотехнике».

На втором месте по приросту — направления, спрос на которые велик на региональных рынках труда: «Здравоохранение» (плюс 4,1 тысячи мест, рост на 15%) и «Педагогическое образование» (4,7 тысячи, рост на 17%). Почти на 1000 мест увеличился прием на «Психолого-педагогическое и специальное (дефектологическое) образование» (плюс 16%), на 624 места — на «Профессиональное обучение» (рост на рекордные 41%).

Увеличение бюджетного приема сказалось и на его качестве, и на платном приеме. Авторы исследования отмечают снижение среднего балла зачисленных, поскольку бесплатное обучение стало более доступным. Например, на «Электронной технике, радиотехнике и связи» общий балл ЕГЭ уменьшился на 0,9, а платный прием сократился на 35%, при этом рост бюджетного приема перекрыл падение платного в пять раз. На укрупненной группе направлений «Химическая и биотехнологии» падение качества приема было наиболее заметным — минус 2 балла, платный прием уменьшился на 24%. Однако прирост новых бюджетных мест оказался в три раза больше, чем сокращение платных. Группа «Педагогическое образование» недосчиталась 16% платных студентов, но скомпенсировала это за счет того, что на 17% вырос прием на бюджет.

«Такие группы характеризуются определенной ограниченностью круга абитуриентов, то есть новость о появлении новых бюджетных мест не побуждает абитуриентов, ориентированных на другие направления, менять свое решение и поступать именно на это», — утверждается в исследовании.

Но есть и укрупненные группы с обратной тенденцией. Это т. н. «профессии с растущей репутацией», которыми интересуются все больше выпускников школ. Они привлекают в том числе сильных абитуриентов с других направлений. В 2021 году в лидеры вышли медицина и цифровые технологии.

Значительное увеличение контрольных цифр бюджетного приема на «Здравоохранение», «Информатику» и «Педагогику» (на 4–5 тысяч мест за один год) тоже отразилось в определенном снижении платного набора. Но в итоге эти направления все равно прибавили по 3–3,3 тысячи студентов.

А вот «Юриспруденция» выросла на 2,4 тысячи студентов исключительно за счет платного приема, «Экономика» осталась практически неизменной, что закрепило ее последнее место среди крупнейших направлений. Увеличения бюджетных мест не произошло.

«Структура бюджетного приема, предлагаемая государством, отражает приоритеты экономического развития России, в частности опережающее развитие информационных технологий, высокотехнологичных отраслей и региональных экономических систем. Она не на 100% совпадает с предпочтениями части абитуриентов и их родителей, которые во многом отражают вчерашний день рынка труда. Это расхождение семьи компенсируют частично своими сбережениями, а частично — льготным банковским кредитом».

Ярослав Кузьминов
составитель мониторинга, научный руководитель НИУ ВШЭ

Иными словами, абитуриенты должны убедиться, что «карьера профессионала», на которую ориентированы инженерные и частично естественно-научные направления, обеспечивает не худшее трудоустройство и высокий стабильный доход по сравнению с триадой «Экономика» — «Менеджмент» — «Юриспруденция». По оценке Кузьминова, сегодня массовые представления об успешной карьере профессионала однозначно связаны со «Здравоохранением», «Информационными технологиями» и «Математикой». Другим направлениям только предстоит утвердить себя в таком качестве.

Эксперт отмечает, что абитуриенты медленно адаптируются к новой структуре экономики. Будущие юристы и экономисты сознают, что есть риск оказаться привязанным к нескольким предприятиям, которые к тому же могут оказаться в сложном экономическом положении, может возникнуть необходимость переезда в другой регион, или переквалификации. При этом они могут не замечать других риска, связанного с низким качеством профессионального образования по социально-экономическим направлениям: об этом свидетельствует отсутствие государственного задания у 2/3 вузов, предлагающих сегодня соответствующие программы. Рынок переполнен специалистами с соответствующими дипломами. Все это резко снижает возможности успешной карьеры для «триады» и других социально-экономических дисциплин.

«Если Минобрнауки не считает возможным дать половине вузов государственное задание по экономике, юриспруденции, менеджменту, ГМУ, тогда Рособрнадзору надо серьезно посмотреть на то, достаточно ли высоки по этим направлениям аккредитационные требования», — уверен Кузьминов.