VPost-media
Редакция

Россияне массово пытаются избавиться от купленных в ЕАЭС автомобилей из-за требований доплатить утилизационный сбор

Тысячи россиян, которым ФТС выставила астрономические счета за ввезенные параллельным импортом автомобили, пытаются вернуть их обратно в Армению и другие страны ЕАЭС, откуда они прибыли. Пользоваться этими машинами они все равно не могут: без доплаты утилизационного сбора их не поставить на учет.

Проблема возникла в конце прошлого года, после того как с 1 августа ставки сбора резко выросли. Например, за машину с двигателем от 1 до 2 л нужно платить 300 600 руб. вместо 178 400 за новую машину и 528 800 руб. вместо 313 800 руб. за машину старше трех лет. Но многие ввозили автомобили, оформляя их на физлиц для их личного пользования — раз в год это может сделать каждый человек, и тогда ставки сбора для него символические 3400 руб. за новую машину и 5200 руб. за подержанную. Но власти и тут закрутили гайки.

С конца октября правительство ужесточило требования к уплате утильсбора за автомобили для личных нужд. Оказалось, что большинство машин, ввезенных в Россию параллельным импортом через страны ЕАЭС, в первую очередь через Армению, Кыргызстан и Казахстан, не попадают под льготу, потому что их там растаможивали фирмы-посредники. От конечных покупателей таких машин стали требовать сбор по коммерческим ставкам. Власти попытались исправиться и ввели мораторий на повышение ставок, но под него попали примерно половина покупателей.

У тех, кто не смог найти сотни тысяч рублей на доплату или считает ее неоправданной (она может превышать стоимость недорогих машин), есть два варианта. Можно вывезти автомобиль в страну, где он был растаможен, там поставить его на учет, снова въехать в Россию и ездить здесь на «железных номерах» в надежде, что это не запретят, или постараться продать автомобиль за границей, рассказывает брокер, оформляющий импорт автомобилей.

Особенно много желающих отвести автомобиль в Армению, потому что оттуда шел особенно активный ввоз сравнительно недорогих автомобилей с пробегом для личных нужд: среди владельцев таких авто очень много тех, кто не может заплатить по коммерческим ставкам. К тому же именно к армянскому импорту российские таможенники относятся особенно строго, говорит собеседник VPost, и сейчас вообще практически не списывают утильсбор по льготным ставкам.

Через Кыргызстан, по его словам, везли много новых (и, соответственно, более дорогих) автомобилей — их покупатели легче находили средства на доплату. «В итоге процесс обратного вывоза  идет активно, с сентября мы вывезли из России в Армению уже почти 1000 автомобилей, из которых половина — с двигателем более 3 литров, за которые с августа льготной ставки нет», — рассказывает брокер. За машины с двигателем больше 3 л все должны платить только коммерческий сбор, причем по очень высокой ставке — от 970 000 руб. за новый автомобиль и от 1,485 млн руб. за машину старше 3 лет.

Вывезти автомобиль из России тоже недешево. Транзитные номера соседних стран на них просрочены (их выдают на месяц), поэтому желательно везти на автовозе и так же двигаться за границей — иначе есть риск, что машину отправят на штрафстоянку, описывает другой импортер автомобилей. Цены на такую «обратную перевозку» выросли. Если летом можно было доставить автомобиль из Москвы в Ереван за $1000, то сейчас меньше чем о $1500 и говорить не станут — разве что очень повезет, рассказывает собеседник VPost: «Плюс в самой Армении цены упали по сравнению с летним пиком минимум на 10%, а за срочность придется скинуть больше».

«Вот мои грустные подсчеты, — поделился с VPost житель Самары, пытавшийся купить для семьи дешевый автомобиль. — Купил в августе машину за 600 000 руб. с доставкой в Россию, попал на утильсбор в 1,4 млн, ждал моратория — под него не попал, потому что надо было платить утильсбор, а потом бы его вернули. Теперь доставка в Армению по большому блату обойдется минимум в 100 000 руб., еще столько же потеряю на отгулах, если поеду все оформлять туда сам или заплачу брокеру, если он будет этим заниматься, и еще 100 000–300 000 руб. потеряю при перепродаже».