VPost-media
Редакция

Кризис может ускорить старение парка легковых автомобилей в России

Старение автопарка легковых автомобилей в России может ускориться на фоне снижения доходов населения, уменьшения предложения новых автомобилей и увеличения поставок подержанных, пишут аналитики Центробанка (это не его официальная позиция).

Повышение среднего возраста автомобилей идет с 2013 г., когда он был меньше 12 лет, даже на фоне высоких продаж новых автомобилей, и к январю 2022 г. он достиг 14 лет, указывают аналитики ЦБ. При этом обеспеченность собственными легковыми автомобилями в России по итогам 2021 года составила 328 штук на 1000 человек — на 35% выше, чем в 2011 г.

Если новых отечественных и импортных автомобилей на рынке будет недостаточно, потребители будут вынуждены продлевать сроки использования тех автомобилей, которые у них есть, отмечают в авторы бюллетеня. Спрос восстанавливается вслед за ростом экономики, а вот предложение отстает, констатируют аналитики ЦБ. Все эксперты согласны, что средний срок эксплуатации автомобиля в таких условиях вырастет — в прошлом году уже было видно, что модель потребления меняется, люди склонны отказываться от идеи смены автомобиля, говорил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Причина не только в дефиците новых автомобилей, но и в их резком подорожании. Наибольший вклад в ускорение роста цен непродовольственном сегменте внесло удорожание легковых автомобилей, отмечают аналитики ЦБ, добавляя, что «о планируемом повышении цен вследствие ослабления рубля сообщали дилеры как иностранных, так и отечественных автомобилей».

Новые машины стоят сейчас почти вдвое дороже, чем до ухода из России международных брендов: средневзвешенная цена автомобиля массового класса в апреле была на уровне 2,3 млн руб., а премиального — 12,1 млн руб. Большинство автомобильных производств с участием иностранных компаний в России весной 2022 г. закрылось, в стране работают Lada, «Москвич», Evolute и несколько других производств по сборке китайских автомобилей, но даже они испытывают проблемы с запчастями. Из-за санкций многое приходится везти обходными путями — значительно дольше и дороже, чем было до «спецоперации», причем условия все время усложняются из-за давления США, ЕС и партнеров на страны, пропускающие в Россию санкционные товары.

Поэтому цены продолжают плавный рост — сейчас средневзвешенная цена автомобиля примерно на 10% выше, чем была в конце 2022 года — около 2,6 млн руб., утверждает «Автостат». Подержанные автомобили гораздо доступнее — их средневзвешенная цена — 980 000 руб. (9% с начала года).

Россияне вынуждены пересаживаться на более скромные машины. Аналитики ЦБ обращают внимание на то, что импорт новых легковых автомобилей восстанавливается «более интенсивно в натуральном, чем в стоимостном объеме»: это может говорить о снижении доли премиальных марок, переориентации импорта в сторону новых автомобилей с меньшей мощностью двигателя. Это отражает структурное изменение внешних поставок автомобилей: машины из «недружественных стран» (всего 6% продаж в I квартале) замещаются китайскими.

Не хватает денег на покупку машины — приходится брать кредит. После существенного сокращения количества кредитов на покупку автомобиля в марте–августе 2022 г. за последние месяцы динамика автокредитов частично восстановилась и стабилизировалась, хотя все еще находится ниже уровня начала 2022 г., отмечают аналитики ЦБ. При этом в последние кварталы подскочило кредитование покупок автомобилей с пробегом: оно даже превысило объем кредитования на покупки новых автомобилей. Ничего подобного прежде не наблюдалось.

Продажи новых автомобилей в этом году плавно растут — за 5 месяцев продано 319 000 штук, столько же, сколько и в прошлом году, но примерно вдвое меньше, чем в докризисном 2021 году. При этом завезено в этот период в страну, по данным таможенной статистики, 171 500 новых автомобилей (в 2,6 раза больше, чем в тот же период 2022 года) и 178 500 подержанных (в 3 раза больше).