Борис
Сафронов

Россияне не заметили ухода иностранных брендов

Уход с российского рынка сотен, а по некоторым оценкам тысяч глобальных компаний для большинства россиян прошел почти незамеченным. Лишь один из пяти россиян (19%) сталкивался с проблемами при покупке или ремонте иностранных товаров, а ухудшение качества жизни в связи с уходом иностранных компаний ощутил каждый четвертый (26%), показал недавний опрос «инФОМ» (фонд «Общественное мнение»).

Последние годы популярность иностранных брендов падала, показывают опросы «инФОМ»: в сентябре 2018 г. при выборе товара 39% предпочитали иностранные, то в марте таких осталось 12%. При этом доля тех, кто предпочитает продукцию российского производства, оставалась стабильной (16-17%): доля ценителей заграничных товаров падала за счет тех, кому было все равно, где он сделан. Их доля выросла с 35% в 2018 году до 57% в прошлом. За год «спецоперации» их доля почти не изменилась — теперь доля тех, кто предпочитает заграничное, снижается за счет поклонников «Сделано в России». По сравнению с прошлогодним опросом первых стало на 10 процентных пунктов меньше (осталось 12%), а вторых — больше (26%).

В целом отношение населения к проблеме ухода глобальных компаний из России соответствует «генеральной линии партии»:

🔷 заметили ухудшение качества жизни всего 26% (7% — сильное, 19% — незначительное). Острее прочувствовали уход молодые (не ухудшилась жизнь у 58% респондентов 18-30 лет, это минимальная доля), меньше всего он затронул пожилых (качество жизни не ухудшилось у 77% людей старше 60 лет);

🔷 с конкретными проблемами сталкивались менее 20%. Одинаковое количество опрошенных — 81% — не сталкивались с отсутствием иностранных товаров (или комплектующих), а также трудностями с их ремонтом/обслуживанием (затруднились ответить 3% в первом случае и 1% во втором). Те, кто все же сталкивался, главными проблемами называют запчасти и расходные материалы для автомобилей (7% всех опрошенных) и рост цен на ремонт (12%);

🔷 ушедшие компании сами себя наказали. 71% считает, что от ухода иностранных компаний пострадали в первую очередь они сами. Лишь 14% считает главными пострадавшими российских потребителей (15% затруднились с ответом);

🔷 уход иностранцев не повредил российскому рынку. Так считают 62%. Больше всего (44%) считает, что не повлиял, 18% — что даже помог нашему рынку, а вред увидел опять же примерно каждый четвертый (24%);

🔷 часть ушедших вернутся после окончания «спецоперации». Лишь 17% считают, что никто не вернется, еще 18% не смогли ответить. 21% считает, что вернутся все или почти все, 44% — что некоторые.

🔷 а лучше пусть не возвращаются. 32% не хотят, чтобы ушедшие из России компании и бренды снова здесь работали, 28% за то, чтобы некоторые все же вернулись, 22% не определились и лишь 17% хотели бы, чтобы все (или почти все) отказники вернулись;

Несмотря на такое отношение к уходу глобальных брендов, большинство опрошенных (47%) поддерживает разрешение параллельного импорта, «скорее неправильным» его считают 19%. Главный аргумент за (14% всех опрошенных) — «люди хотят пользоваться привычными импортными товарами, у них должен быть большой выбор», а против (6%)– «нужно развивать свое производство». Импортозамещение на марше.

Похожее отношение у россиян и к иностранным продуктам. Большинство россиян не заметили исчезновения из магазинов ушедших из России продуктовых брендов, показал январский опрос института общественного мнения «Анкетолог». Среди тех, кто заметил, почти 2/3 сожалеют об уходе привычных иностранных марок, а треть (в основном молодежь) испытывает из-за этого дискомфорт. А больше всего россиянам не хватает газировки.

Репрезентативный опрос 1500 респондентов в 53 субъектах РФ «инФом» проводил 24-26 марта, статистическая погрешность не превышает 3,6%. «Анкетолог» проводил онлайн-опрос 2900 участников в январе, погрешность 2,5%.