Аналитиков – под жесткий контроль ФАС!

Кирилл
Дозмаров
партнер консалтинговой компания Kulik & Partners Law.Economics

Но может быть, все-таки лучше ввести саморегулирование?

Депутаты хотят ограничить участие иностранных компаний в анализе российского потребительского рынка. Также будет создан реестр компаний, проводящих исследования потребительского рынка в России, который будет вести ФАС. Российские аналитики, которым будет разрешено работать в России, должны будут отчитываться службе о проведенных исследованиях.

Много ли вы знаете иностранных аналитических агентств и консалтинговых групп, которые систематически проводят анализ товарных рынков в России, оценивают баланс спроса и предложения, а также потребительское поведение? Одну, две, три? А сколько российских компаний-аналитиков вы знаете?

В контексте этих вопросов крайне интересна законодательная инициатива группы депутатов во главе с председателем комитета по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Они предлагают дополнить ФЗ-381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» новой статьей 20.2. Предложенные корректировки предусматривают de facto выдавливание с российского рынка всех иностранных компаний, которые занимаются рыночной аналитикой. А, тех, кто уходить не захочет – s'il vous plaît, ожидает переезд из иностранной юрисдикции в российскую, смена владения и крайне серьезный разговор с Правительственной комиссией.

Правильная эта инициатива? Безусловно. Иностранные аналитики имеют рычаги, которые помогают влиять на рыночную ситуацию, вплоть до откровенного манипулирования поведением участников рынка путем «творческого» изложения своих гипотез, версий и специфического преподнесения фактов. Имеет это значение для безопасности страны? Разумеется. Особенно это справедливо для тех рынков, которые являются социально значимыми – продовольствие, медицина и прочее.

Дальше начинаются нюансы. Если бы инициатива заканчивалась только регулированием иностранных аналитических компаний и защитой интересов страны, то все было бы хорошо. Но мысль авторов законопроекта идет дальше: все компании, которые проводят исследования потребительского рынка в России и оценку его структуры и особенностей, будут внесены в специальный реестр, который будет вести ФАС России. Работать смогут только компании, вошедшие в перечень. Отсутствие компании в реестре будет означать невозможность заниматься исследовательской деятельностью.

Исследовательские компании должны будут предоставлять службе сведения о своем соответствии устанавливаемым требованиям, а также отчеты о проведенных за год исследованиях. ФАС России сможет потребовать от компаний предоставить сведения об используемых методиках, способах и технологиях проведения исследований, а также о программном обеспечении, которое они используют при проведении исследований.

Интересно, что здесь не говорится о саморегулировании, как это, например, существует у профессиональных оценщиков или у арбитражных управляющих. В случае с аналитиками рынков предполагается жесткий контроль и обязательная отчетность. Очевидно, что под предлагаемый законопроект ФАС России в дальнейшем подготовит методические рекомендации и порядки проведения исследований рынков, а равно административные регламенты по оценке таких исследований и по работе с аналитиками. Вопрос об уровне понимания антимонопольным органом реалий экономических исследований, а также последних актуальных методик анализа рынка мы оставим за скобками и комментировать не будем. Как говорил один российский экономист: «Порядок проведения оценки состояния конкуренции № 220, который сейчас используется ФАС России, был актуален в лучшем случае в конце XIX века» (с). В связи с этим остается неясным, насколько антимонопольный орган разделяет понимание экономической теории и основ маркетинга с исследовательскими компаниями.

В некоторой степени успокаивает тот факт, что предлагаемый законопроект не распространяется на исследования, проводимые бесплатно в научных целях или по заказу отдельных бизнес-структур. Однако мы осознаем, что всегда нужно начинать с чего-то...

Всегда останутся вопросы: как смотреть, с какой точки зрения и на что смотреть при анализе рыночной ситуации? Как соотносится взгляд исследователей рынка с взглядом ФАС России? Сможет ли ФАС России исключать из своего реестра организацию или метод исследования рынка, который ей непонятен или не соответствует её взгляду? Будет ли возможность у ведомства требовать правок и корректировок в отчёты об оценке баланса спроса и предложения на рынке, если мнение аналитика расходится с взглядом ФАС России? Эти вопросы остаются без ответа в законопроекте.

Ровно так же он не дает ответы на вопросы о свободе исследовательской деятельности и о постоянной актуализации методологического аппарата профильным контролирующим государственным органом. Может быть, стоит умерить регуляторный пыл и рассмотреть возможность саморегулирования?

Очевидно, что законопроект будет еще проходить и обсуждение, и оценку регуляторного воздействия. На что уже сейчас можно обратить внимание и, что с высокой вероятностью будет подвергнуто критике – это отсутствие в пояснительной записке к законопроекту даже предварительного видения того, как вносимые поправки могут повлиять на бизнес-среду. Выход с рынка аналитических услуг ряда участников может привести к уменьшению предложения и, возможно, к росту цен на такие услуги. Также может пострадать качество исследований из-за усиливающегося регуляторного давления. Все эти и многие другие вопросы неизбежно встанут перед авторами законопроекта, когда он будет проходить все стадии оценки.

Кирилл
Дозмаров

партнер консалтинговой компания Kulik & Partners Law.Economics