Перспективы просматриваются только в союзе с государством
Задача создать достойную социальную инфраструктуру и обеспечить пожилым качественный уход необычайно сложна для большинства стран мира, Россия не является исключением. Нехватка квалифицированного персонала, инвестиций в специализированную недвижимость, финансирования услуг — все эти проблемы возникли уже в «обычных» условиях, вызывая очереди в государственных социальных учреждениях и разрастание серого сектора.
В России около 37 млн людей старше трудоспособного возраста (данные Росстата, 2021 г.). За 20 лет рост составил 30%, за 50 лет — почти 100%. В стационарном уходе нуждается до 3% пожилых, а в надомном — до 10%, так что можно говорить об огромном рынке социальных услуг. До 24 февраля здесь был отличный шанс у независимого бизнеса, но теперь перспектива есть только при тесной связи с государством.
Неудовлетворенный спрос — а по некоторым оценкам, только мощности стационаров на порядок ниже потребности — привлекал бизнес. В последние 10-12 лет предприниматели смогли создать крупные сети пансионатов, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, еще активнее развивались патронажные службы. В бизнес медленно, но приходили крупные инвесторы, появлялись новые форматы, технологии. Речь шла о крупных проектах государственно-частного партнерства, о появлении иностранных компаний, и рост доли частных операторов на рынке социального обслуживания был четким и резким трендом.
Именно бизнес смог дать нужный продукт. Клиентами социального бизнеса выступают дети пожилых родителей, нуждающихся в уходе. То есть за услуги платят люди 45-60 лет, которые предъявляют более высокие требования к качеству ухода за родственниками, чем могли предложить государственные дома-интернаты и социальные работники. Такой продукт стоил денег: в обеих столицах ценник нормального ухода стартовал от 50 тыс. рублей в месяц.
Это позволяло компаниям предлагать различные варианты. Кто-то делал ставку на комплексный надомный уход, кто-то размещал пансионаты в коттеджах, кто-то реконструировал или строил новые объекты, добавлял медицинские и реабилитационные услуги и выходил в более высокий ценовой диапазон.
Спрос на уход за пожилыми и сейчас остается высоким — и при нормальном развитии событий этот рынок и в надомном и в стационарном сегментах мог показывать двузначные темпы роста еще несколько десятилетий.
Попробуем проанализировать, с чем отрасль столкнулась сейчас.
Немедленного шока рынок не испытал. Мы анализируем данные операторов в еженедельном режиме, и с 24 февраля заполняемость пансионатов даже подросла, в среднем с 62% до 65%. Социальное обслуживание остается внутренним рынком — прямой зависимости от иностранных инвестиций, оборудования, иностранных сотрудников (из недружественных стран) у него нет.
Но от роста издержек в связи с скачком инфляции социальный бизнес не застрахован, равно как и от роста кредитных ставок. Но главная долгосрочная проблема здесь — в падении реальных доходов населения. В стандартном случае — размещение бабушки с деменцией в частный пансионат за 50 тыс. рублей в месяц — часть расходов компенсируе её пенсия, остальное — сдача в аренду её квартиры. Но если понадобится более дорогой сервис, придется доплатить.
Снижение платежеспособного спроса будет толкать клиентов или в более низкий ценовой сегмент. На рынке, к сожалению, существуют пансионаты, готовые принимать клиентов меньше чем за 1000 руб. в день; существуют и государственные стационары, где формально не нужно платить ничего из своего кармана. В случае надомного ухода невозможность платить сиделке просто перекладывает бремя ухода на родственников.
Бизнес в этой ситуации не может повышать цены — и мы уже видим стабилизацию среднего чека. Особенно уязвимы здесь операторы, работавшие в дорогом сегменте, а также компании с большой кредитной нагрузкой, привлекавшие средства на расширение бизнеса. Новости о закрытии бизнеса могут появиться уже в ближайшее время.
Одно из решений — сотрудничество с государством. Частные компании могут ухаживать за пожилыми в статусе поставщиков социальных услуг, тогда оплата софинансируется из бюджета региона. Схема рабочая, но есть нюансы: могут быть проблемы с включением в региональный реестр поставщиков, низкие тарифы, сбои с оплатой уже оказанных услуг, полное отсутствие или недостаток денег на субсидии в региональном бюджете и т. д.
Лояльные компании и в такой ситуации могут получить доступ к денежному потоку. Речь не о политике, хотя и о ней тоже. Зависимостью бизнеса от государственного финансирования вынуждает предпринимателя мимикрировать под госструктуры: перестраивать работу под государственные стандарты, пересматривать все вплоть до штатного расписания, создавать огромные отделы для конвейерного оформления бумажных документов.
Все это противоречит рыночной логике, задаче развития конкуренции, лучшей мировой практике ухода за пожилыми, где главное — не факт оказания услуги, а сам пожилой человек, качество его жизни.
Если государство сейчас начнет заливать социальную сферу деньгами, это, конечно, даст количественный эффект. Услуги будут оказываться, но с упором на финансирование государственной системы социальных учреждений; будут строиться новые объекты, или сразу государственные, или по концессии — но с переходом в собственность государства. В этот сегмент даже могут прийти новые внутренние инвесторы — например госбанки. В очередной раз будут декларироваться преференции для социальных предпринимателей — от льгот, субсидий, возможного смягчения планируемого лицензирования стационаров до отмены проверок.
Только это уже не будет бизнесом.