Дело Барби

Дмитрий
Петров
писатель

Игрушки и дети как жертвы политических репрессий 

«Здание ФСБ штурмуют игрушки из „Детского мира“» — такая картинка аж на полосу вышла в журнале «Крокодил» в пору его второй жизни в 2006–2008 годх. Оно и понятно. Знаменитый магазин стоит рядом со штабом «вооруженного отряда партии», как в пору красного проекта написали бы о знаменитой спецслужбе. От него до цели рукой подать.

Лубянская битва

И вот — восстание! Арлекины и Буратино, Винни-Пухи и Цокотухи, пираты и оловянные солдаты идут в бой. Впереди Щелкунчик с саблей. Тигра бьет в барабан. 

Слоники строятся в боевые порядки. Танчики, мигая и завывая, рвутся к Сретенке и Мясницкой. Самолетики пикируют от Никольской. Машинки готовы к миссии кар-бомб. 

Пупсы Маша и Даша выносят раненых. Айболит с набором «Юный доктор» — колет, рубит, режет. Монтажники из «Лего» строят баррикады. Заводные экскаваторы роют рвы и траншеи. Паровозики и грузовички подвозят дальнобойные хлопушки. Кипит геройский бой. В небе — ленты серпантина и облачка конфетти. И всё это — в розовом цвете.

Легко допустить, что художник и редактор, разместивший рисунок, дали волю сарказму и, используя многослойную метафору, люто троллили мятежный потенциал общества. Мол все оно — лишь детский мир. И всё в нем игрушечное. Наскоки на власть — имитация. Мятежный дух — профанация.

Лубянку, Кремль и Думу хлопушками не возьмешь.

Но теперь, кажется, есть и другой вариант сюжета: даже усталые игрушки — и те могут очнуться и подняться, символ и пример для пугливых и пассивных людей.

Ответный удар

Зря что ли игрушки так встревожили власть? И теперь в Думы требуют проверять их на соответствие «духовно-нравственной идеологии страны»

И речь не о том, что они могут напугать или травмировать ребенка, как представляют дело иные журналисты. Вопрос стоит политический — о критериях духовно-нравственной идеологии. А она для охранителей — фундамент госстроительства и гарантия социального здоровья. И теперь тема игрушек чуть ли не главная в рабочей группе по анализу проектов в области защиты семьи, материнства и детства экспертного совета «Единой России».

Уже и законопроект о них разрабатывают. И хотят внести в Думу. О чем поведала первый зампред Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.

А ее почти однофамилица г-жа Бутина из Комитета по международным делам публично призвала запретить куклу Барби. Еще недавно она требовала истребить героя видеоигры Хагги Вагги. А тут решила, что и Барби опасна — несет чуждые ценности. И значит ее надо осудить и ликвидировать.

Обвинение и приговор

Что же транслирует Барби? Бутина считает, что «гомосексуализм и трансгендерность». И пора убрать ее «вместе с компанией Mattel, потому что они завозят сюда тему ЛГБТ. Идите в „Детский мир“ (известное гнездо мятежа. — Д. П.), посмотрите…».

Узрела она пропаганду ЛГБТ и в фильме «Барби». Так что и его показывать нельзя.

Нашла Бутина в Барби и рекламу западной эстетики и образа жизни. Уж слишком куколка женственна, хороша собой и склонна к хорошему. Подавай ей Барби-дом, Барби-кар, платья, мебель, стиль. Чему это учит «наших девочек»? «Как бы не обнаружить, что детки растут на совсем не наших куклах и берут с них пример», — пугает Бутина. 

А «наши куклы» — считает она — хороши. Помогают «девочке воспитать в себе мать. У нее должна быть возможность завернуть пупса. Съездите на фабрику… посмотрите наши игрушки, где обязательно можно пупса пеленать». То есть хорошая девочка пупса пеленает, а Барби в каре разъезжает да всяких Кенов соблазняет. 

Откуда берутся пупсы? Бутина молчит. Да и не нужно этого, считают мракобесы, девочкам знать. Но поясним: уже много лет в продаже есть «Барби-беби» — славная малышка. Но ее не пеленают, как в старину. А облачают в современные подгузники. Точно так же, как сейчас в РФ.

Так что ссорить Барби с пупсами очень странно. Как и приписывать ей, как Бутина, «распущенность». А также «оголтелый феминизм».

Феминистки Барби как раз порицают, певцы троллят, а левые СМИ обличают в «продвижении капитализма доминантных самцов». Но о запретах ни слова. А в России фабрикуют «Дело Барби» и требуют подвести черту. Подведем. В чем обвиняют красавицу? 

В пропаганде ЛГБТ и феминизма. Распущенности, чуждом образе жизни и презрении к материнству, что, по мнению обвинителей, противоречит положениям указа № 809 от 9.11.2022. А также в «опасной и разрушительной диверсии». Конечно, все обвинения предполагают репрессию — отобрать у детей и выслать на Запад. Как минимум. А как максимум? Тут недавно кто-то желал отменить мораторий на смертную казнь…

Мятежница

Понятно, что защищать Барби смешнее и глупее, даже чем ее уличать. И не только потому, что любые обвинения в пропаганде ЛГБТК+ сами по себе чудовищны. Но и потому, что Барби вопиюще гетеросексуальна, женственна и образцовая мать. 

А также потому, что она правда враждебна картине мира и образу жизни, которые внедряют в России деятели, именующие себя государственниками и традиционалистами. 

Если предметы, образы и бренды могут символизировать ценности, то Барби не менее опасна для тоталитарного мировоззрения и структур, как когда-то Levi’s, рок-н-ролл и Playboy. Не зря публицисты-совки стращали всем этим в статьях типа «Не безобидны эти наклейки» и «Рагу из синей птицы». 

Забугорные джинсы и запретное искусство и впрямь внесли вклад в крах красного проекта, где на крышах сияло «Наша цель — коммунизм», а внизу ценили Levi’s и капитализм.

Впрочем, дело не в шмотках и брендах, а в ценностях. В годы цензуры, закрытости и агрессивной антизападной пропаганды, джинсы, рок-н-ролл и Playboy несли ценности свободы, вольного творчества и открытой коммуникации. И, конечно, были «диверсией». 

Как и Барби.

Ведь ее образ противостоит атмосфере, которую внедряет официальная пропаганда. 

Она свободна. Гуманна. Толерантна. Оптимистична. Ей чужды милитаризм, контроль, принуждение, манипуляции, бездумное подчинение. То есть для проектировщиков идеологии, которая всё это включает, она диверсантка, бунтарка, мятежница.

И если вернуться к непростой метафоре Лубянской битвы, легко представить Барби в роли «Свободы» Делакруа на баррикадах с флагом восстания в руке.

Дмитрий
Петров

писатель