Как готовить юристов без Болонской системы

Алексей
Тыртышный
кандидат психологических наук

Судьи, прокуроры, адвокаты — все они действуют по отдельным законам

С формальной точки зрения, для имплементации Болонской системы мы привели наши зачётные единицы в соответствие с европейскими рамками квалификаций, разработали и приняли образовательные стандарты. Во многих отраслях — неформально, а в юриспруденции — формально. Почему?

В большинстве профессиональных областей — несколько десятков образовательных стандартов, например, у педагогов, инженеров, тогда как у юристов их всего три. Причина не в нежелании разрабатывать стандарты, а в особенностях юридической деятельности. У каждой страны — своя юрисдикция, которую образует уникальное сочетание правовых режимов. Как бы ни были близки юрисдикции, правовые системы и режимы стран, они всё равно могут различаться.

Даже у Союзного государства (России и Белоруссии), несмотря на схожесть правовых систем, законодательной базы, есть свои нюансы, которые отличают одну правовую систему от другой и упираются в профессиональные требования, компетенции юриста, например, для поступления на госслужбу в Белоруссии и в России. Но у нас есть и общие наднациональные органы — Парламентская ассамблея Союзного государства, аппарат государственного секретаря Союзного государства, где работают и российские, и белорусские юристы. И это яркий пример интеграции, согласования компетенций, уровня квалификации для того, чтобы юристы говорили на одном языке и знали бы интеграционное право, характерное именно этому интеграционному объединению.

Та же аналогия касается других интеграционных объединений — ЕАЭС, ОДКБ, БРИКС.

Почему сложно разработать профессиональные стандарты для юристов? У судей — своя система нормативных требований, отражённых в Конституции и федеральном законе, у прокуроров — свой федеральный закон о прокуратуре, у адвокатов — свой федеральный закон об адвокатуре и адвокатской деятельности, у нотариусов — свои нормативно-правовые акты. И если юрист, выпускник классического университета, захочет пойти работать в вышеперечисленные органы или организации, он будет вынужден сдавать вступительный квалификационный экзамен для включения в профессиональную деятельность. Поэтому трудность разработки профессиональных стандартов вполне объективна: непонятно, может ли адвокат быть судьёй? Формально — может, но в действительности адвокаты редко становятся судьями. А например, бывшие представители прокуратуры и иных правоохранительных органов составляют значительную часть судейского корпуса.

Выпускники вузов обязаны сдать квалификационный экзамен, если хотят поступить на работу в те или иные организации. Но чтобы им хватало знаний для сдачи экзамена, ядро квалификационных требований в образовательном процессе должно быть единым, и нам необходимо договориться об этом. Сейчас единое предметное ядро во многом формально, то есть стандарт содержит перечень дисциплин, которые должны изучать судьи, адвокаты. Но содержание дисциплин может радикально отличаться в вузах, относящихся к различным ведомствам, даже в пределах одного региона.

В стандартах предыдущего поколения, примерно через семь лет с момента включения России в Болонский процесс, было обеспечено большее единство предметного ядра, поскольку существовали так называемые «дидактические единицы», которые были обязательны для изучения всеми юристами — независимо от того, кем они в дальнейшем станут и в какой именно области юридической деятельности будут работать. При отказе от Болонской системы и переходе на специалитет предстоит учитывать и то, что методики подготовки для различных уровней высшего образования отличаются.

В первую очередь следует договориться о единстве предметного ядра и в дальнейшем искать пути согласования на национальном уровне, в национальном правовом режиме, а затем уже — на уровне интеграционных объединений. Эти меры вполне согласуются с реализацией компетентностного подхода в юридическом образовании. Болонскую систему необходимо трансформировать с позиции удобства продвижения единого образовательного пространства в дружественные России страны СНГ, ЕАЭС, чтобы мы могли обеспечивать профессиональную подготовку юристов, имеющих общее видение проблематики национальных правовых режимов.

Алексей
Тыртышный

кандидат психологических наук, доцент кафедры частного права Российского нового университета (РосНОУ)