Как надо понимать экономическую политику Владимира Путина

Николай
Кульбака
кандидат экономических наук

Указ Владимира Путина о работе оборонных предприятий стал неожиданным, но логичным продолжением его послания Федеральному собранию. И хотя послание оставило ощущение пустоты, экономические смыслы оно содержит, и о них стоит поговорить.

Для этого надо вспомнить, вокруг каких экономических проблем формировалась макроэкономика как наука. Это 1. безработица, 2. инфляции и 3. проблема экономического роста.

С описания ситуации в этих сферах президент и начал послание, точнее, его экономическую часть. Что же он констатировал? В стране низкая безработица и сравнительно невысокая инфляция. Третья проблема — отсутствие экономического роста — действительно существует, экономика затормозилась и в прошлом году показала спад чуть больше 2% от ВВП. Но по сравнению апокалиптическими весенними прогнозами все это выглядит по меньшей мере победой. Экономика страны не развалилась, экспорт и импорт более или менее налажены, безработицы нет, а инфляция находится в приемлемых границах.

Инфляция

Но если мы начнём разбирать экономическую ситуацию в стране, то все окажется совсем не так радужно. Начнём, пожалуй, с инфляции. Действительно, инфляция в стране оказалась ниже того, что можно было ожидать из весенних предсказаний экономистов. Но даже в этом случае официальные 11,9% инфляции выглядят не слишком хорошо. Это один из наиболее высоких показателей в мире. И есть серьезные сомнения в правдивости этой величины.

Нельзя не признать, что весной инфляция ожидалась существенно выше. Поэтому стоит понять, почему апокалиптические прогнозы не сбылись. Для этого нам надо вспомнить, что такое инфляция.

Цены растут в двух случаях: когда увеличивается спрос на товары и услуги либо когда уменьшается предложение товаров. И данные российского потребления в 2022 году показали, что основной причиной снижения прогнозной инфляции стал весьма слабый потребительский спрос. Да, товаров действительно стало меньше и затраты на их производство выросли. Но меньше стало и желающих их купить, поэтому бизнес просто не смог повысить цены, иначе бы продажи совсем упали. Так что низкая инфляция говорит о том, что доходы людей упали и что люди и дальше будут затягивать пояса, впрочем, как мы увидим дальше, в Администрации Президента это хорошо понимают.

Безработица

Действительно, безработица в стране довольно низкая, и об этом говорят все специалисты, однако причина этого так же, как и в случае с инфляцией, не очень-то хорошо характеризует российскую экономику. Причина очень простая — в российской экономике с каждым годом становится все меньше и меньше работников. Растёт число пенсионеров, уменьшается число молодёжи, а если мы добавим сюда ещё и спецоперацию, куда были мобилизованы десятки, если не сотни тысяч трудоспособных мужчин, то мы увидим, что предложения труда стало ещё меньше. Кроме того, на одного мобилизованного приходится как минимум два уехавших из страны работника, а это означает, что нехватка рабочих рук сейчас ещё больше усилилась. И даже кризисное уменьшения спроса на рабочую силу не привело к росту безработицы. Впрочем, особенностью России является рост скрытой безработицы. Люди продолжают работать по сокращенному графику, либо получают тарифный минимум. Это позволяет регионам и бизнесу рапортовать о невысокой безработице. Но доходы-то у людей из-за этого падают, и мы это увидели на цифрах снижения потребительского спроса.

Экономический рост

Экономисты измеряют рост динамикой валового внутреннего продукта, о чем упомянул и Владимир Путин. И хотя цифры падения экономики, названные в послании, вызывают сомнения, будем пока считать их более или менее верными.

Из чего же складывается этот самый ВВП? Составляющие его описаны в любом учебнике — это личное потребление, частные инвестиции, государственные расходы и экспорт. Именно их рост вызывает рост ВВП, который мы так хотим получить. Что же мы видим в России? Потребительский спрос, как мы уже поняли, в стране сократился. Инвестиции, судя по всему, тоже не растут. Риски ведения бизнеса в России выросли, а вот прибыльность, наоборот, упала. В этих условиях вкладываться в новые проекты никто не рискует. Бизнесмены ждут изменения ситуации к лучшему или создают подушку безопасности. Российский экспорт тоже сократился, несмотря на перераспределение потоков с Запада на Восток.

За счёт чего же у нас увеличивается экономический рост, за счёт чего происходит компенсация снижения инвестиций и потребительских расходов? Только за счет роста государственных расходов.

Является ли такая замена адекватной? Скорее всего нет: это большей частью непроизводительные расходы, которые представляют собой оборонные затраты либо государственные расходы на поддержание инфраструктуры силовиков, госаппарат и многих других вещей. Таким образом, мультипликативный эффект, как говорят экономисты, от этого дополнительного расходования сомнителен. Эти дополнительные государственные расходы не приведут к тому, что экономика начнёт в дальнейшем больше расти, они будут просто проедены и всё.

Население и бизнес

Итак, роста экономики нет, безработица пока ещё не растёт, но, возможно, всё ещё впереди, что с инфляцией, пока непонятно, ее обещают снизить, но мы не знаем, что из этого получится. Возникает следующая проблема — что делать в этой ситуации? Если мы учтём, что президент не хочет ни в какой степени ограничивать затраты на оборону и вооружение, а также прекращать военные действия, то это означает, что у него остается довольно ограниченный круг возможностей, что мы и видим из текста послания. Огромная часть экономического блока послания сосредоточена на помощи людям — социальная поддержка, выплаты разным категориям людей, это помощь мобилизованным и так далее. Грамотный шаг, направленный на поддержку собственного электората, страдающего от роста цен и снижения доходов. То есть государство компенсирует по возможности проблемы наименее обеспеченных слоев населения.

Следующее, о чем много говорится, — о роли бизнеса, который упоминается в послании чаще, чем Украина. Есть даже несколько слов о малом бизнесе. Разговор идет и о налоговых льготах, и о том, будущее бизнеса в России светло и прекрасно. Но когда начинается конкретизация помощи бизнесу, то выясняется, что это всего лишь стимулирование фирм покупать российские компьютерные программы и развивать внутрироссийское проекты.

Но как только речь заходит о конкретных проектах, все становится на свои места. Ничего нового в этом нет. В большинстве своем это дорогие и долгие инфраструктурные проекты, которые интересны прежде всего тем, кто их будет воплощать. Список этих проектов отнюдь не случаен. За ними стоят отраслевые лоббисты и собственники крупных строительных компаний, близких к власти. Многие из них лишились возможности зарабатывать за границей, потеряли там часть активов. И теперь президент помогает им за счет всей остальной экономики. Для экономики страны в целом большинство из них либо даст очень незначительную отдачу, либо просто приведет к убыткам. Благотворительностью здесь точно и не пахнет, как и экономическим ростом.

Печатный станок

Это означает, что малому и среднему бизнесу серьезных ресурсов предоставлено не будет. Так что в России будет и дальше постепенное вымывания так называемого среднего класса, которому достанутся основные проблемы особой экономической политики, которая проводится в стране. А все эти щедроты, то есть дополнительные расходы, будут идти только за счёт расширения государственных расходов, которые и так у России очень велики. Конечно, у России ещё есть Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы. Все это позволяет не так быстро увеличивать дефицит бюджета и не очень часто включать печатный станок.

Но возможности таких инструментов уже не слишком велики. Получается, что печатный станок всё равно придётся включать, налоги придётся повышать, а деньги придётся занимать, в том числе и насильно. Таким образом, одной рукой государство будет давать деньги малоимущим и бизнесу, а другой рукой отнимать эти деньги через дополнительные налоги и сборы.

Внешнее управление

Ничего хорошего от политики, которую провозгласил президент, ждать не приходилось, и дальнейшие события это моментально подтвердили. Прошло всего несколько дней, и президент подписал указ, позволяющий вводить внешнее управление на предприятиях, выполняющих оборонзаказ, — в случае, если они не выполняют условия контракта. Фактически это создает условия для отъема предприятий у собственников.

Никаких дополнительных выгод государство от этого точно не получит. Если бизнес не в состоянии выполнить условия контракта, значит, скорее всего, он является нереалистичным. Но поскольку, согласно ранее принятым указам, государственные органы могут заставить принять требования госконтракта, то фирме невозможно будет от него отказаться. Значит, следующим шагом будет введение внешнего управления. Но если предприятие не в состоянии выполнить заказ с имеющимся менеджментом, то внешнее управление эффективности точно не прибавит. В результате, либо предприятие станет дотационным, либо оно обанкротится. Ни то, ни другое не прибавит экономике эффективности, а стране продукции.

Президент лишний раз подтвердил, что его слова в поддержку бизнеса могут быть им самим моментально дезавуированы.

Конечно, от указа до конкретных действий дистанция огромного размера, и есть много законодательных актов, которые ни разу не были применены, но сигнал подан однозначный. Ни один бизнес в России не может чувствовать себя защищенным. И никакая бумажка, о которой так мечтал профессор Преображенский, в таких условиях не может считаться окончательной.

Николай
Кульбака