Как российская диаспора может стать глобальным игроком

Андрей
Фетисов
продюсер образовательных проектов

Эмигранты из РФ воспроизводят российское пространство вокруг себя

Исследовательская инициатива «Идеи для России» и Social Foresinght Group провели исследование новых российских диаспор. Пока опубликована предварительная версия, полный итоговый отчет обещают осенью.

Исследователи пытались выявить экономические стратегии мигрантов, покинувших территорию РФ за последние полтора года. Из приведенных в отчете результатов начинает вырисовываться картинка: кто эти люди, покинувшие РФ после начала войны. 

Внимание исследователей привлекли российские диаспоры в пяти странах, где оказалось наибольшее количество выходцев из РФ. Это Армения, Израиль, Казахстан, Сербия и Турция. Вот всех этих странах спустя полтора года образовались сообщества русскоговорящих.

Интересны они тем, что уехавшие из РФ не просто приспосабливаются к новому месту жительства, а начинают строить новую среду обитания для себя и своих соотечественников – хотя в отчете для этой их деятельности используются слова «адаптация» и «приспособление». Многие переехавшие не просто ищут какую-то работу, а начинают выстраивать собственный бизнес: по данным отчета, в новые диаспорах очень высок уровень предпринимательской активности. 

В России принято отождествлять предпринимательство с бизнесом. Однако, как считал австрийский экономист Йозеф Шумпетер, предприниматель – агент перемен, а прибыль для него – средство, позволяющее эти перемены осуществлять.

«Предпринимательские инициативы в новых диаспорах часто связаны не только с желанием получить прибыль, сколько найти людей с общими ценностями и солидаризироваться», – пишут исследователи. Особенно интересно, что россияне строят замкнутые рынки, слабо связанные с экономикой принимающих стран. Услуги (а как правило это рынки услуг) оказываются своим же, русскоговорящим. Рестораны, парикмахерские и салоны красоты, прокат машин, автосервис, продажа и аренда недвижимости, школьное образование и досуг. Рыночные отношения усиливают социальный нетворкинг. Социальные связи, что необычно и важно, выстраиваются чаще не по этническому принципы, а по профессиональной принадлежности. Объединяющей оказывается идея «российские профессионалы в области N в изгнании».

Кроме профессиональной солидарности, немаловажным общим знаменателем для новых мигрантов оказываются европейские ценности. Очевидный вроде бы вывод - несовпадение ценностей уехавших с кремлевской властью и военной авантюрой. Да, мигранты – легальные и нелегальные - из других стран тоже стремятся в Европу, рассчитывая на личную безопасность и свободу, правовые гарантии, социальную поддержку. Но одно дело искать комфорт и стабильность, другое – начинать новое дело и собирать сообщество в незнакомой стране. В стране, где незнакомые законы и неизвестные порядки, непонятные межличностные и социальные отношения. И все это – в условиях санкций против РФ, которые трансформируются в негативное отношение к обладателям красного паспорта. Начать новое или продолжить прежнее дело без патронажа государства, самостоятельно, за собственные или привлеченные деньги – очень существенная характеристика новой диаспоры. 

Конечно, исследование подтверждает интуитивное предположение, что родину покинули «качественные граждане». Об этом много кто высказывался, как и о том, кого РФ потеряла. Спустя полтора года уместно задать вопрос не о потерях, а о том, во что может превратиться «качественность» новой российской диаспоры? 

Прогнозы последнего времени о развития военных действия в Украине указывают на высокую вероятность затяжного конфликта. Стратегии российских мигрантов свидетельствуют, что многие и не собираются возвращаться на родину, хотя и продолжают работать удаленно на российские компании или клиентов в РФ. 

Эти факторы, а также указанное в исследовании активное использование трансграничных связей, указывают на потенциальную возможность формирования российской диаспоры как глобального игрока. Для этого новым эмигрантам нужно не только сохранить идентичность, но и начать строительство социальных институтов без участия лежащей в руинах государственности.

Сохранение идентичности, конечно, – важнейшая диаспоральная задача. В ХХI веке она может быть решена через два института: образование и предпринимательство. Предприниматель меняет реальность здесь и сейчас, но строит и будущее. Образование, школьное и университетское, по определению создают будущее, опираясь на опыт предыдущих поколений и рефлексируя его. Оба эти института, с одной стороны, нуждаются в свободе, а с другой – сами свободу воспроизводят. 

В принципе, сейчас создались все возможности для создания диаспоральной сети, основанной на доверии, истории происхождения и общих ценностях. Множество русскоязычных школ, в том числе возникших еще до 2022 года, разбросано от Турции до Испании. За счет уехавших из РФ ученых преподавателей формируются площадки университетского образования на Кипре, в Черногории, Армении, Казахстане. После двух лет пандемии и успешного освоение онлайн-обучения создаются образовательные сети из частных преподавателей.

Возможно, даже русский язык в долгосрочной перспективе перестанет служить основным фактором удержания диаспорального единства. А вот предпринимательские проекты и образовательные институции – это игра в долгую.

Андрей
Фетисов