Свободные и независимые СМИ являются не только важнейшим общественным институтом, но и играют серьезную роль в экономическом развитии.
С точки зрения государственной политики роль СМИ состоит в предоставлении достоверной информации как о поведении конкретных политиков и чиновников, так и о достоинствах или недостатках отдельных мер, предлагаемых властями. Сведения о том, что политик вовлечен в коррупционные скандалы, принимает решения, свидетельствующие о его некомпетентности, или поддерживает политику, от которой выигрывают одни слои населения в ущерб другим, — все это является абсолютно ключевым для подотчетности политиков и чиновников своим гражданам.
Но одного только предания огласке информации о поведении политиков недостаточно без широкого распространения этих сведений средствами массовой информации. В одном из известнейших исследований влияния информации о коррупции на политическую подотчетность изучались последствия широкомасштабной кампании по аудиту работы муниципальных органов власти в Бразилии. Он проводится федеральными властями, при этом муниципалитеты, куда приезжает комиссия с проверкой, отбираются абсолютно случайным образом путем проведения лотереи. Это гарантирует, что выбор муниципалитетов для проверок не связан с политическими факторами. Подобный механизм вкупе с безупречной репутацией федерального аудиторского агентства позволяет точно измерить коррупцию на уровне муниципалитетов.
Отчеты о количестве выявленных нарушений публиковались на сайте аудиторского агентства. И если аудит проводился перед выборами, избиратели могли получить достоверную информацию о коррумпированности мэра. Поэтому не приходится удивляться, что в среднем они с большей вероятностью голосовали против мэра, уличенного в коррупции.
Но этот эффект наблюдался только в тех муниципалитетах, где местное радио могло донести до избирателей информацию о результатах аудиторских проверок.
Без таких СМИ она так и оставалась погребенной на сайте официального агентства, никак не влияя на поведение избирателей. Таким образом, исследование показало, что именно СМИ играют ключевую роль в предоставлении гражданам информации, позволяющей поддерживать политическую подотчетность политиков. И не удивительно, что в другом, ставшем уже классическом исследовании начала 2000-х гг. была показана четкая отрицательная связь между уровнем свободы СМИ в различных странах и уровнем коррупции.
Независимые СМИ играют крайне важную роль не только в демократиях, но и в автократических режимах. Даже если центральное правительство способно полностью контролировать СМИ, оно может быть заинтересовано в том, чтобы поддерживать их независимость — на уровне, позволяющем получать информацию о коррупции чиновников на местах и не терять над ними контроль. При этом степень независимости, которая дозволяется СМИ, оказывается тем выше, чем важнее эффективная работа нижестоящих чиновников. К примеру, в странах — экспортерах нефти уровень независимости СМИ падает при повышении цен на нефть, когда неэффективность работы чиновников может быть компенсирована сверхдоходами от продажи ресурсов.
Разумеется, роль СМИ не сводится лишь к распространению информации о работе конкретных чиновников и политиков. Не менее важной является информация о плюсах и минусах предлагаемых мер государственной политики. Если граждане недостаточно осведомлены о последствиях таких мер, они становятся легкой добычей хорошо информированных и мотивированных лоббистов. Один из наиболее распространенных примеров — последствия протекционистской политики в международной торговле. Меры импортозамещения почти всегда крайне неэффективны с экономической точки зрения, но зачастую пользуются широкой поддержкой граждан, которые не осознают, что за защиту конкретных индустрий платят прежде всего они, а не какие-то зарубежные конкуренты. Еще в конце 80-х годов прошлого века известный экономист Джагдиш Бхагвати отмечал, что широкое информирование общества об издержках подобной политики может ограничить влияние лоббистов: «В этих вопросах мы можем рассчитывать на помощь того, что я называю эффектом Дракулы: воздействие солнечного света на зло помогает его уничтожить». И именно СМИ оказываются наиболее эффективным инструментом, обеспечивающим «эффект Дракулы».
Влияние независимых СМИ не ограничивается вопросами государственной политики. Не менее важную роль они играют и в обеспечении нормальной работы финансовых рынков. Информация о деятельности компаний, распространяемая через СМИ, позволяет более корректно оценить стоимость этих компаний. Но, пожалуй, еще более важным является то, что широкое освещение в СМИ нарушений в области корпоративного управления может приводить к исправлению этих нарушений. Примечательно, что одно из наиболее известных исследований на эту тему было написано на примере корпоративных скандалов в российских компаниях в начале 2000-х.
Если свободные и независимые СМИ столь важны для экономического развития, почему же они сталкиваются с таким количеством проблем в самых разных странах? Отчасти это объясняется тем, что в авторитарных странах необходимость удержать власть волнует лидеров больше, чем развитие экономики. Это заставляет их держать СМИ под строгим контролем, используя весь арсенал инструментов — от прямого владения и цензуры до непрямого подкупа через рекламные контракты. Но даже в самых демократичных странах СМИ не всегда могут защититься от влияния групп специальных интересов, в особенности крупных корпораций.
Во многом это связано с тем, что одним из важнейших свойств СМИ является то, что они обладают качествами общественного блага. Увеличение аудитории СМИ почти не увеличивает затрат на его производство — типичная характеристика публичных благ. Но еще более важным является наличие так называемых информационных экстерналий — от того, что аудитория независимых СМИ получает достоверную информацию, выигрывает не только она сама, но и окружающие. Как за счет того, что она может делиться этой информацией, так и за счет того, что она будет поддерживать политику, от которой с большей вероятностью выигрывает экономика в целом.
Но как любые публичные блага, независимые СМИ сталкиваются с проблемой недофинансирования, которая не решается полностью только рыночными механизмами. Именно поэтому при финансировании независимых СМИ действуют все те же механизмы, что и при финансировании таких публичных благ, как, например, образование. Это и поддержка через специальные налоги (например, в случае общественных СМИ, что, впрочем, часто оставляет открытым вопрос их независимости), и добровольная поддержка как отдельными крупными благотворителями, так и более широким кругом индивидуальных жертвователей. И до тех пор, пока достаточное количество людей осознает важность СМИ как общественного блага, остается надежда на то, что качественные независимые издания и каналы продолжат существовать.