Новая реальность внешней торговли

Вильгельмина
Шавшина
партнер EY
Александра
Горохова
старший консультант EY

Санкции и контрсанкции, логистический кризис, падение курса рубля, удорожание товаров и транспортировки — эти и многие другие проблемы обрушились на бизнес в марте 2022 г. Помимо официальных санкций бизнес сталкивается с давлением регуляторов и возросшими репутационными рисками. Российские ответные меры тоже серьезно ограничивают взаимодействие с зарубежными партнерами и контрагентами.

Главные проблемы, с которыми столкнулись предприниматели:

  • приостановка поставок из-за отказа зарубежных поставщиков, покупателей, транспортно-логистических компаний взаимодействовать с российским бизнесом;
  • отказ ряда зарубежных банков обслуживать счета российских лиц;
  • полная или частичная приостановка деятельности иностранных компаний в России (например, приостановка рекламы и инвестиций);
  • уход иностранного бизнеса из России.

Перенастройка бизнеса

Российский бизнес вынужден адаптироваться к этой новой реальности и изучать разные варианты дальнейших действий. В первую очередь предприниматели задумываются о том, чтобы:

  • переводить зарубежную часть бизнеса в нейтральные юрисдикции. В качестве стран для перемещения холдинговых, трейдинговых и торгово-закупочных компаний сейчас рассматриваются Китай, Гонконг, ОАЭ, Сингапур, Турция и др. У каждой из юрисдикций есть свои плюсы и минусы, поэтому перед тем, как принимать решение, важно учесть регуляторные, таможенные и налоговые вопросы;
  • реструктурировать цепочки поставок и переориентировать их, например, на китайских и индийских партнеров;
  • создавать независимые структуры в дружественных юрисдикциях без «российского элемента» для восстановления прерванных цепочек поставок. Один из вариантов может выглядеть так: иностранная компания заключает договор поставки с нероссийской компанией, например, в Казахстане. Товары транспортируются иностранным бизнесом в Казахстан, а затем казахстанская компания продает импортированные товары в Россию.

Выбор каждого из вариантов обусловлен коммерческими задачами, репутационными вопросами, степенью комфорта ведения бизнеса по новой модели.

Помощь государства

Бизнес пользуется доступными мерами государственной поддержки и добивается новых — лоббирует свои интересы, чтобы государство упростило ведение внешней торговли. Российские и наднациональные (Евразийская экономическая комиссия) регуляторы уже упрощают условия импорта и экспорта.

  • Временно обнуляются ставки ввозных таможенных пошлин (на продовольствие, отдельные товары, используемые для производства, и др.). Списки таких товаров будут дополняться. Это поможет снизить затраты российских импортеров и, как следствие, минимизировать рост себестоимости продукции на российском рынке.
  • Расширилась возможность применения российскими импортерами тарифных преференций для товаров, происходящих из развивающихся (29 государств) и наименее развитых (48 государств) стран. С 1 марта для получения льгот временно не требуется закупка товаров непосредственно в таких странах — раньше это было обязательное условие. Теперь таких ограничений временно нет, т. е. товары могут поставлять через контрагентов из третьих стран, например через Китай.
  • Упрощен ввоз технологического оборудования комплектами и частями — теперь можно ввозить многокомплектный товар по нескольким сделкам.
  • Упрощена сертификация импортной продукции.
  • Предоставлять ветеринарные и фитосанитарные сертификаты можно будет в электронном виде.

Это не все льготы, которые уже получил бизнес, их список будет пополняться, причем необходимые нормативные документы регуляторы издают в ускоренном режиме. Мы видим, что сначала регулятор вводит полный запрет, а затем смягчает правила.

Бизнес уже активно лоббирует (самостоятельно и через бизнес-площадки) снижение ставок таможенных пошлин на ввозимые товары, и регуляторы подтверждают готовность рассматривать предложения компаний.

Каких мер поддержки еще просит бизнес:

  • отсрочка вступления в силу уже принятых нормативных актов, продление эксперимента по маркировке отдельных товаров, а также введение моратория на расширение перечня товаров, которые должны маркироваться;
  • увеличение субсидии на транспортные расходы экспортеров и стоимостного лимита мер поддержки, а также субсидирование расходов на транспортировку товаров критического импорта (потребительские товары, по которым может возникнуть дефицит, или товары, необходимые для производства стратегически важной продукции);
  • мораторий на проведение плановых таможенных проверок;
  • расширение перечня товаров, подлежащих автоматическому выпуску (т. е. без досмотров) при таможенном декларировании и максимальное смещение таможенного контроля на этап после выпуска;
  • разработка альтернативных транспортных маршрутов — например, организация железнодорожного сообщения между портовыми городами, заключение соглашения с африканскими портами для продолжения бесперебойного морского сообщения и др.

Мы советуем бизнесу активно лоббировать свои интересы в сфере внешней торговли, начиная от упрощения таможенного администрирования и исключений из контрсанкций (например, запрета и ограничения вывоза определенной продукции из России) и заканчивая снижением ставок таможенных пошлин. А также уже сейчас перенастраивать логистические цепочки и производственную деятельность, чтобы налаживать производство и восстанавливать бизнес.

Вильгельмина
Шавшина

партнер EY, руководитель группы таможенного регулирования и международной торговли в СНГ

Александра
Горохова

EY, старший консультант группы таможенного регулирования и международной торговли в СНГ