О чем говорит стагнация образовательного бюджета

Иван
Любимов

старший научный сотрудник ИЭП им. Гайдара, PhD

Сперва нужно понять, на что и ради чего тратить, а потом повышать расходы на образование

Недостаток финансирования часто называется главной бедой российского образования. Действительно, российский образовательный бюджет как доля в ВВП выглядит более чем скромно, если сравнивать со странами ОЭСР. А в ближайшие три года его ждет еще и сокращение — после роста в 2020 г. он уменьшается и возвращается к допандемийному уровню в 3,7% ВВП, прогнозирует Минфин. Эта стагнация образовательных расходов может восприниматься как замораживание развития системы образования.

Но можно ли судить о развитии образования (и не только) по потраченным деньгам?

Образование ждет не только денег, но и плана преобразований

Политикам действительно куда проще отчитаться об увеличении расходов, чем о результатах, которые ощутит общество. Однако «много» не значит «хорошо». Более высокие госрасходы зачастую не трансформируются в более высокие результаты обучения.

Например, в Финляндии совокупные — государственные и частные — подушевые образовательные расходы значительно ниже, чем в Соединенных Штатах. Однако финская образовательная система, если судить о ней не по элитным университетам, а по массовому школьному уровню, показывает заметно лучшие результаты, чем американская.

Порой нужно не наращивать, а реструктурировать существующие расходы, чтобы повысить их результативность. Рост же трат может только отвлечь от решения существующих проблем и законсервировать их. 

Тем же Соединенным Штатам, чтобы догнать Финляндию, скорее требуется не увеличение расходов, а их выравнивание между школами, изменение преподавательских практик, систем контроля и отчетности и т. д.

Возможно, что и России, прежде чем наращивать расходы на образование, нужно определить оптимальную образовательную модель. Тем более что сейчас модель как раз меняется и ее работа требует проверки. Например, в ближайшие годы ключевым KPI для университетов будет не ставшая привычной наукометрия, а вклад вузов в экономическое развитие, как это предусмотрено программой «Приоритет 2030». Частичная ориентация на нужды экономики в целом соответствует мировым трендам в высшем образовании. Университеты все чаще не только стараются стать частью глобального академического сообщества, но и развивают связи с сообществами локальными, участвуя в проектах, от которых выигрывают жители их городов.

Если такой подход сработает и даст некоторую отдачу, его можно будет масштабировать, увеличивая финансирование и вовлекая в прикладные работы все большее число университетских лабораторий. Это неизбежно скажется на образовании, которое в большей мере будет ориентироваться на прикладные исследования.

Однако нерешительность властей и неготовность быстро наращивать расходы могут объясняться и другими причинами.

Во-первых, власти не могут знать наверняка, дадут ли новые KPI экономическую отдачу. И уж тем более в столь быстро меняющемся мире у них нет ясной картины будущего, к которому готовит система образования. Отдача от расходов на образование сможет проявить себя — и это произойдет в том случае, если KPI будут выполнены, — не в ближайшие годы, а когда поколение учащихся закончит обучение и составит костяк рабочей силы. К тому времени мир может существенно отличаться от сегодняшних представлений о нем. Это обстоятельство может заставлять власть проявлять осторожность.

Во-вторых, российское госуправление, увы, не отличается последовательностью и реализацией долгосрочных планов. Нередко оно заключается в реакции на сиюминутные проблемы и вызовы и в соответствующей смене политики. А коль скоро меняются приоритеты и цели, то и оценка вклада образования — тоже. При частой смене госполитики и желании сохранять пространство для маневра остается мало места для масштабных инвестиций в какую-то образовательную модель, коль скоро новые обстоятельства могут изменить приоритеты властей.

Стагнация расходов на образование может быть признаком того, что власти пока не готовы нести затраты, необходимые для серьезных экономических и социальных преобразований, на которые воздействует система обучения. Видимо, потому, что работающая при существующих ограничениях программа таких перемен до конца властям не ясна. А потому и смысла наращивать расходы на образование тоже нет.

Иван
Любимов

старший научный сотрудник ИЭП им. Гайдара, PhD