Онлайн-школа против традиционной

Иван
Любимов

старший научный сотрудник ИЭП им. Гайдара, PhD

Образовательное неравенство усугубляется при активном использовании онлайн-обучения

За время пандемии COVID-19 онлайн-обучение превратилось из относительно редкого способа передачи знаний в активно используемый инструмент образовательной системы. Однако внедрялся он экстренно, в зависимости от распространения пандемии, а не потребностей системы образования. И сегодня нам приходится оценивать такую форму обучения не до ее повсеместного применения, как следовало бы, а после.

Чтобы понять, как онлайн-образование должно использоваться школьной системой, необходимо определить пределы его эффективности. В решении каких задач и проблем этот инструмент оказывается менее действенным, чем традиционное обучение в классе? Как представляется, значительная часть этих проблем связана с образовательным неравенством.

Образовательное неравенство сводится к минимуму, когда успеваемость школьника объясняется преимущественно его индивидуальными характеристиками, а не социальными и экономическими факторами. Происхождение, ситуация в семье и в населенном пункте — все это в идеале не должно влиять на обучение школьника, если образовательной системе удается взять неравенство в обучении под контроль.

Образовательное неравенство становится причиной уже неравенства экономического — доходов и богатства. Люди, получившие менее качественное образование, как правило, зарабатывают меньше, вынуждены тратить львиную долю доходов на потребление, из-за чего им редко удается сберегать. Это транслируется в серьезные социальные проблемы, приводящие к ослаблению их здоровья и заметному сокращению ожидаемой продолжительности жизни по сравнению с более состоятельными людьми.

При этом не стоит полагать, что образовательное неравенство не скажется на тех, кому удается получить качественное образование. Неравенство в образовании и порождаемое им экономическое неравенство приводят к коррупции, преступности, профессиональной некомпетентности, от которых страдает все общество. Поэтому в решении проблемы образовательного неравенства заинтересованы все.

При всей технологической привлекательности онлайн-образования существуют значительные опасения относительно его способности решать проблему образовательного неравенства. Более того, статистические исследования, проведенные в Австралии и Финляндии, показывают, что происходит ровно обратное: образовательное неравенство усугубляется при активном использовании онлайн-обучения. Схожие результаты обнаруживаются и в России, хотя они базируются на значительно меньших выборках.

Ученики из небогатых семей часто попросту лишены технических возможностей полноценного участия в таком образовании: у них нет компьютеров или скоростного интернета. И если эту проблему можно решить деньгами, то куда более труднопреодолимым выглядит другое препятствие. Ученики, на успеваемость которых влияет ситуация в их семьях, нуждаются в особой поддержке со стороны школ. Например, их окружение нередко не дает им сосредоточиться на занятиях; куда проще им сделать это, находясь в школе.

Но главная проблема в другом: школьники из неблагополучных семей нуждаются в индивидуальном подходе и школа должна компенсировать недостатки, связанные с их социальным окружением, затрудняющие обучение. Интеллектуальное и психологическое состояние ребенка требует тщательной диагностики и подбора индивидуальных мер, смягчающих воздействие окружающей ученика социальной среды. Эта задача не может быть выполнена централизованно и вне школьных стен. Она требует прямого участия учителя и остального школьного персонала.

Пока можно предположить лишь то, что онлайн-обучение, скорее всего, подходит школьникам из семей, не сталкивающихся с серьезными социальными и экономическими проблемами. В случае же менее благополучного окружения традиционная школа, скорее всего, продолжит играть решающую роль в образовании.

Иван
Любимов

старший научный сотрудник ИЭП им. Гайдара, PhD