Выход из Совета Европы не отменяет обязательств России выполнять решения ЕСПЧ
Есть ошибочное впечатление, будто политическая составляющая членства России в Совете Европы, то есть ее участие в работе Комитета министров и Парламентской ассамблеи, не работала. Как раз она достаточно эффективно работала: Россия исполняла те постановления, которые принял Европейский суд по правам человека. Именно благодаря той самой политической составляющей удалось провести несколько волн модернизации пенитенциарной системы: Россия исполняла решения Европейского суда. Были также приняты федеральные законы — например, о разумности сроков судебного разбирательства, о компенсации за судебную волокиту. Комитет министров следил за исполнением решений Европейского суда.
Как раз деятельность ЕСПЧ была в большей степени на виду, его постановления вызывали большой общественный интерес, Россия была одним из лидеров по количеству обращений в ЕСПЧ.
Нужно понимать, что даже если Россия выйдет из Совета Европы, все жалобы, которые уже поданы в ЕСПЧ, они будут рассмотрены. Неважно, через пять лет, через семь лет, но все будут рассмотрены. Невозможно сейчас сказать, насколько хорошо они будут рассмотрены, и уж тем более сложно предположить, каким будет исполнение решений ЕСПЧ в России, но — повторю — Европейский суд все поданные жалобы рассмотрит.
А вот подавать жалобы в ЕСПЧ российские граждане смогут до 1 января того года, который последует за годом выхода России из Совета Европы. То есть если это состоится в нынешнем году, даже 31 декабря 2022 года еще можно будет подать жалобу в ЕСПЧ.
Если только Комитет министров Совета Европы не обозначит другую дату, у него есть такое право.
Из беллетристического заявления МИД составить сколько-нибудь ясное юридическое понимание того, что министерство предлагает, невозможно. Нет перечня официальных действий — а они должны быть.
Чтобы Россия вышла из Совета Европы, нужно, во-первых, чтобы Росия официально подала уведомление генеральному секретарю Совета Европы. На его сайте пока такой информации там нет.
А во-вторых, Дума должна принять закон, который денонсирует закон, принятый 30 марта 1998 года, о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Дело, конечно, в случае с нашим парламентом нехитрое, но пока что эта процедура не запущена, нет законопроекта.
Так что заявление МИДа сейчас говорит о нежелании участвовать в тех органах, где Россия после решения Совета Европы 25 февраля и так не участвует. Видимо, оно упреждающее, и сделано специально, чтобы смягчить эффект от итогов рассмотрения в ПАСЕ 14–15 марта вопроса о членстве России в Совете Европы.
В заключении скажу, что Россия, даже уже выйдя из Совета Европы, продолжит нести юридические обязательства по исполнению решений Европейского суда, в том числе тех, которые будут приняты по жалобам на нее уже после ее выхода из-под юрисдикции Европейского суда.