С позиции молодости — по-взрослому

Владимир
Кудрявцев
доктор психологических наук

Шумеры предрекали конец мира, когда родители перестанут понимать детей

При словах «студенческий журнал» первым делом представляется издание, которое делается на коленке, какие-то стенгазеты, пробы пера. DOXA по формату почти сразу стал общественно-политическим, в 2018 году выпускал расследования — например, о харассменте в ВШЭ, в 2019 начал писать о фигурантах «московского дела» и собирать деньги на штрафы митингующим, создал проект «DOXA-ОВД», куда студенты и преподаватели могли сообщить о своем задержании. Год назад, после того, как к редакторам пришли с обысками, журнал за два дня собрал более 1,5 млн рублей донатов. Сомнительно, что большинство донатеров — несовершеннолетние, однако принадлежность авторов и читателей к одной возрастной генерации очевидна, даже несмотря на то, что трое из четырех подсудимых редакторов уже закончили вуз и кому-то уже исполнилось 28 лет. Безусловно, журнал, отражающий всю полноту студенческой жизни, должен отражать и проблематику прав и свобод, причем невозможно ограничить доступ к контенту для части аудитории, например, для старшеклассников, которые свободно пользуются интернетом. Но именно на редакции лежит ответственность за то, чтобы открытое сочувствие задержанным не сподвигало к дальнейшему участию в протестном движении.

Ни у одного из четверых фигурантов этого дела нет журналистского образования. Отчасти их подвела нехватка профессионализма и должного опыта. Зачем писать [запрещено Роскомнадзором], когда СМИ предписано использовать слово «спецоперация»? Затрагивая серьезные темы, лучше выступать с позиций закона. Участие опытных юристов, например, было бы очень полезно проекту.

Главная страница сайта, увешанная миссией, напоминает обляпанный объявлениями забор, там не хватает новостной ленты, показывающей, что жизнь продолжается. Ребята невольно выставляют себя фрондерами, хотя они просто выступают как выразители мнения продвинутого, думающего и ответственного молодого поколения. Поколение отстаивает свои права на самоощущение и самовыражение в своем времени. Кстати, это, в первую очередь их время, а не наше. Они его создают, а мы — у них в помощниках. Мы живем в их новом времени. Таков закон истории. Можно соглашаться или не соглашаться с ними, но это не повод для борьбы с «племенем молодым незнакомым». У пушкинских строк есть продолжение:

….не я 

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Уже сейчас пора подумать, какими нас «вспомянут» в истории. Душителями или вдохновителями свобод, которые история все равно отстоит?

В 1980–1990 годы были передачи, четко рассчитанные на определенный возраст: «От 13 до 31», «От 16 и старше». Сегодня молодёжный рупор так или иначе присутствует в социальных сетях. DOXA — то, чем они болеют, за что они страдают, за что они бьются. Это ни в коем случае не противопоставление взрослости, это попытка с позиции молодости по-взрослому осмыслить творящееся в мире. Помню, я интересовался биологией, хотел поступать на биофак, и однажды попал на научный студенческий семинар, в здание МГУ, в высотку. Это была инициация своего рода. Студенты говорили умные вещи, а я слушал и не мечтал слова сказать, хотя разница между нами составляла лет 5-6. Вдохновлённый, я пришёл домой, открыл «Происхождение видов» Дарвина и прочитал совершенно другими глазами. Я повзрослел. И когда пошёл на семинар в следующий раз, чувствовал себя имеющим как бы внутренний пропуск в эту возрастную страту. Ни преподаватели, ни взрослые, даже самые прогрессивные, не могут создать для детей такого впечатления, такого самоощущения, которое могут создать старшие сверстники. Студенты чувствуют вектор своего развития лучше, чем мы. Они сами ищут свои цели — пусть ищут вместе. Просто надо помнить, что воздух сейчас политизированный.

Университет — вольница. Молодежь всегда была самой социально активной, даже взрывоопасной частью общества, недаром в вузах запрещена пропаганда. Но миру известны примеры, когда студенты активно принимали участие в политических событиях, в том числе посредством печати самиздата, листовок, тех же стенгазет. Декабристы, лицеисты, Пушкин, ссылка, Царское Село… В 1905 году Римский-Корсаков, авторитетный профессор Петербургской консерватории, был уволен из-за того, что вступился за отчисленных после забастовки студентов, в знак протеста вслед за композитором из консерватории ушли и самые известные ее педагоги. Случай с DOXA — не прецедент, а очередной виток истории. Разница в том, что век или два назад траектории будущего были более-менее понятны, судьба аристократов была смолоду ясна, подчас против этого они и бунтовали. Конфликт отцов и детей существует до определенного момента, потом дети все равно превращаются в более или менее прогрессивных отцов. Сегодня нет модели отцов, в которых можно было бы себя прочитать в будущем.

По нашим данным, сейчас подростков больше всего волнуют отношения с родителями, они это проговаривают друг с другом. А не с родителями. И ориентиры они потеряли не общественные, не политические, а именно в лице своих родителей. Это проблема поколения: родители тоже не могут найти ориентиры, они сами как дети, они себя еще не нашли, недаром ВОЗ установила возраст молодости до 42 лет. Молодежь оказалась в яме: с одной стороны — непонятное будущее, с другой стороны — взрослые, у которых тоже непонятное будущее.

Еще древние шумеры предрекали конец мира, когда взрослые перестали понимать детей, это на шумерских табличках было написано. Эта фраза переходит из века в век, заново звуча в пиковые моменты. Ее неслучайно приписывают более поздним египтянам: сходный рефрен повторяли и они, и многие вслед за ними, тут не плагиат, а устойчивое умонастроение. Поколение лишено ориентиров, оно их ищет, и DOXA можно рассматривать как форму поиска, ничего экстремального в этом нет. Все меняется: вчера молились на айфоны, сейчас на лапти начнут. Интересно посмотреть, кто первым эти лапти примерит на себя, но похоже, что для некоторых они будут «от кутюр» из Милана. Да и айфоны никуда не денутся. Взрослые для школьников искусственно создают целеполагание. Это неправильно, потому что мы не можем предсказать, что будет через год, особенно в свете текучей социально-политической обстановки в мире. И какими будем мы в этом потоке.

В любом случае, есть разные формы продуктивного самовыражения молодежи. Волонтерская деятельность, например, тоже зачастую самоорганизационная. Поисковое движение объединяет молодых людей разных возрастов, они действуют под руководством взрослых, но там нет никакого диктата, скорее, наставничество. Найдены сотни павших солдат Великой Отечественной, память о них передана семьям. Я хорошо знаком с этими ребятами, и видел, с какой самоотдачей они преданы своему делу. Пользы обществу — не меньше, чем от средства массовой информации. Зато меньше риска угодить под следствие.

К социальным изменениям чувствительны молодость и зрелая мудрость. Порой нам, тем, кто «посерединке», недостает и того, и другого.

Владимир
Кудрявцев

доктор психологических наук, профессор МГПУ и МГППУ