Есть впечатление, что ситуация не совсем верно понята политиками и медиа
В телеграм-каналах и российских СМИ – паника: транспортные средства с российской регистрацией конфискуют в Германии! Тиражируют эту новость не только автопутешественники, но и люди, интересующиеся политикой: россиян жмут по страновой принадлежности, как можно?
Репортеры, репостеры и комментаторы ссылаются да сведений из генерального консульства РФ в Гамбурге, на Минтранс РФ и Федеральную таможенную службу. Объяснение такое: вступил в силу 11 пакет санкций, согласно которому ввоз (то есть и въезд) любых транспортных средств с российской регистрацией на территорию Германии может повлечь за собой их конфискацию, а еще и уголовное преследованием владельцев – за нарушение санкций и параграфа 18 «Уголовные положения» Закона о внешней торговле (AWG) Германии.
Попробуем отделить зерна от плевел.
Начну, пожалуй, с главного. На момент написания статьи мне неизвестен ни один случая конфискации транспортного средства у туриста, который полностью выполнил бы международное законодательство в области автотранспорта и национальное законодательство Германии. Всегда речь идет о владельце машины либо с рабочей визой, либо с видом на жительство.
Это принципиальный момент.
В 11-м пакете санкций три блока мер: в торговле, дорожном движении и энергетике. В разделе «Меры дорожного движения» содержится запрет на движение грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, зарегистрированных в России, для перевозки грузов по территории ЕС. Остальные запреты этого раздела касаются морского транспорта.
Никаких ограничений на движение легковых автомобилей нет.
Торговые меры описаны в постановлении ЕС 833/2014. За 9 лет с момента появления этого документа он значительно расширился. Особенно с марта прошлого года.
Действительно, статья 3i содержит требование о запрете покупать, ввозить (einzuführen) или передавать, прямо или косвенно, предметы, перечисленные (aufgeführten Güter) в Приложении XXI документа, если они российского происхождения или экспортированы из России. Приложение XXI содержит товарную позицию 8703, к которой относится пассажирский автотранспорт, включая легковые автомобили, но исключая автобусы (позиция 8702), которых и в санкционном списке нет.
Разночтения вызвала многозначность немецкого глагола «einzuführen». Речь в статье 3i идет о предмете, который может превратиться в товар, если состоится продажа и, таким образом, будет получена экономическая выгода.
Транспортные средства имеют важную особенность. Для их эксплуатации требуется государственная регистрация. Если нет постоянной государственной регистрации легкового автомобиля, то он подпадает под это требование.
Иная ситуация с транспортными средствами, имеющими постоянную регистрацию.
Возможна ситуация, что во время движения по дорогам страны, входящей в иное экономическое пространство, на зарегистрированном в РФ автомобиле у владельца возникнет желание продать его.
Но на то оно и иное экономическое пространство, чтобы местная таможня отстаивала его интересы, поэтому обычно при въезде товаров в иную экономическую зону государства требуют какого-то залогового платежа в обеспечение таможенных пошлин и связанных с ними налогов. Но если бы это правило выполнялось при пересечении границы автомобилями, то автомобильное движение было бы парализовано или как минимум очень осложнено.
Решение найдено в 1968 году – в Конвенции о дорожном движении, подписанной в Вене. Статья 1 гласит:
Транспортное средство считается находящимся в «международном движении» по территории какого-либо государства, если оно:
- принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства;
- не зарегистрировано в этом государстве;
- временно ввезено в него.
Однако каждая Договаривающаяся сторона вправе не считать находящимся в «международном движении» любое транспортное средство, которое оставалось на ее территории более одного года без значительного перерыва, продолжительность которого может устанавливаться этой Договаривающейся стороной.
Требования Германии демократичны и мало чем отличается от большинства других стран. Владелец автомобиля, или в данной ситуации водитель, должен иметь паспорт страны регистрации автомобиля или экономического союза, в который входит страна, действующую туристическую или бизнес-визу, страхование гражданской ответственности (зеленую карту), действующий техосмотр или документ, заменяющий его, а также в отдельных случаях подтверждение соответствию экологическим нормам Европы.
Если Германия запрещает въезд на свою территорию транспортных средств, не связанных с выполнением коммерческих перевозок, то она обязана объявить о выходе или приостановки действия в стране Венской конвенции и об изменении условий временного ввоза транспортных средств, участвующих в международном движении.
МИД могло бы прояснить эту ситуацию, отправив официальный запрос немецким коллегам, заодно знатно попиарившись на теме. Но оно этого не делает, предпочитая будоражить эмоции граждан и ставя вопросы о корректности изначальной информации про возникшие у российских граждан проблемы.
Дотошные немецкие СМИ не замечены в утаивании информации. Но найти их комментарии по данному вопросу у меня не получилось.
Ездить на машине с российской регистрацией в Германии, имея рабочую визу или ВНЖ, выгодно. Вопрос временного ввоза решался, как и в других странах, вывозом автомобиля раз в полгода за пределы ЕС.
При российской регистрации:
- нет расходов на таможенное оформление автомобиля и процедуры подтверждения соответствия европейской сертификации (аналог российского ОТТС) – а далеко не все транспортные средства, продававшиеся новыми в России, имеют такой сертификат;
- нет немецкой страховки;
- нет транспортного налога;
- автоматические камеры бессильны, если такой автомобиль нарушает правила.
Говорят, что кто-то из попавших в историю уже оплатил таможенную пошлину и вот-вот должен был получить немецкие номера. Но в Германии только за выезд на дорогу общего пользования без соблюдения требований к транспортному средству можно знатно попасть на деньги!
Осмелюсь предположить, что из-за роста напряженности в отношениях Германии и РФ немецкие контрольные надзорные органы стали с пристрастием следить за соблюдением национального законодательства, а отдельные российские граждане, попавшие в переплет, решили ответить на это политической раскраской ситуации.
Ну а дальше великая сила манипуляции мягко легла в канву недостатка знаний об особенностях международного автодорожного движения – широкие народные массы подхватили острую тему, и вот мы вместе ее обсуждаем.