Возврат близко

Владимир
Константинов
партнер, PwC в России

Апрель — время подачи декларации по НДС за I квартал, а это значит, что многие компании смогут проверить, как работает обновленная процедура ускоренного возврата НДС. Принятые в марте поправки в Налоговый кодекс расширили возможности быстрее получить налог из бюджета. Изменения, безусловно, благоприятные — сейчас не то время, чтобы замораживать оборотные средства бизнеса. Однако далеко не все компании готовы воспользоваться этой возможностью.

Как работает обычный порядок возврата НДС?

У налогоплательщика по итогам квартала образуется превышение НДС с покупок над НДС с реализации. Чаще всего такое происходит, когда компания купила больше товаров, чем продала, осуществляла строительство и иные капитальные вложения. Разницу налогоплательщик может получить из бюджета на расчетный счет. Проверка обоснованности возврата длится примерно три месяца, хотя порой назначаются дополнительные мероприятия и процесс может затянуться. При проверке налоговые органы делают свою работу: запрашивают и проверяют документы, просят пояснения, проводят опросы и т. д.

Как работал ускоренный возврат?

При возврате НДС в заявительном порядке налогоплательщик почти сразу после подачи декларации НДС к возврату получает деньги на расчетный счет — еще до того, как налоговые органы закончат проверку. До сих пор воспользоваться этой процедурой могли не все, а только «те, кому есть основания доверять» — компании, от которых бюджет может получить деньги обратно, если по результатам проверки выяснится, что бюджет должен был вернуть меньшую сумму. Это или те, кто приобрел банковскую гарантию, понеся дополнительные расходы, или достаточно крупные налогоплательщики. На практике такой порядок возврата использовали компании, имеющие в арсенале сильных налоговых специалистов и успешный опыт возвратов. Они в себе уверены и хотят получить деньги на три месяца быстрее, чем по обычной процедуре. Свою уверенность в правоте они подкрепляют тем, что берут на себя дополнительные финансовые риски. Если проверка выявит, что какие-то суммы были ускоренно возвращены необоснованно, то налогоплательщик не только вернет НДС, но и уплатит проценты по «двойному тарифу» — исходя из двукратной ключевой ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей в период пользования бюджетными средствами (34% годовых в настоящее время).

Как расширился круг лиц, которые могут быстрее вернуть НДС из бюджета?

По новым правилам об ускоренном возврате может попросить почти любая компания, которая не находится в процессе банкротства, реорганизации или ликвидации. Важно, что сумма, которую можно попросить вернуть на расчетный счет, не должна превышать налоги, уплаченные в предыдущем календарном году. По сути, новый критерий для доступа к ускоренному возврату НДС заключается в том, что сумма возврата должна быть сопоставима с деятельностью или налоговым профилем компании. Таким образом, на наш взгляд, государство стремится предоставить привилегии именно тем налогоплательщикам, которые платят налоги и не похожи на компании, созданные исключительно для возврата НДС из бюджета. Остальные налогоплательщики по-прежнему могут заявить на ускоренный возврат при наличии банковской гарантии.

Налоговики могут отказаться ускоренно вернуть НДС, если у них есть сведения о возможных нарушениях налогоплательщика. Безусловно, это интересная правовая конструкция (речь идет ведь не о совершенных, а лишь о возможных нарушениях), но, по моему мнению, данная норма не будет использоваться налоговыми органами слишком часто.

И тем не менее остается немало вопросов к тому, как будет работать ускоренная процедура

Например, будет ли ускоренный возврат НДС пользоваться популярностью? Были ли расходы на банковскую гарантию единственной причиной, по которой организации не применяли ускоренный возврат ранее? И в чем вообще главные барьеры для обращения за возвратом НДС?

Опыт подсказывает, что у многих налогоплательщиков проявляется «синдром белого халата» — проверяющие еще ничего у них не спросили, а налогоплательщики уже испытывают стресс. Дискомфорт вызывает сама мысль о возможной камеральной проверке и связанных с ней мероприятиях. В результате многие компании не заявляют НДС к возмещению в принципе, не говоря уже об ускоренном возврате. Те же, кто решается на возмещение, предпочитают подождать до окончания проверки, чтобы не платить двойные проценты в случае претензий. Таким образом, для основной массы налогоплательщиков вопрос скорее не в том, чтобы пойти за ускоренным возвратом, а в том, пойти ли за возвратом в принципе. При этом обращение за возвратом НДС в обычном порядке не создает рисков уплаты процентов, поскольку возврат осуществляется только после подтверждения налоговыми органами.

Тот факт, что сейчас ускоренный возврат НДС стал доступен гораздо большему кругу лиц, еще раз показывает, что само по себе заявление права на возврат не воспринимается государством как мошенническое действие или аномальная ситуация. Поэтому для тех, кто опасается возвращать НДС, сейчас наиболее благоприятный момент, чтобы начинать это делать хотя бы в обычном, а не ускоренном порядке.

Конечно, нужно подготовиться к проверке, убедиться, что основные документы собраны и, главное, что компания применяет только добросовестные налоговые практики. Налоговые инспектора будут задавать вопросы. Большинство из них по опыту известны заранее. Могут быть и вопросы, которые менее очевидны, но мы уверены, что по большому счету нет таких вопросов, на которые у квалифицированного налогового специалиста в принципе не существует ответов. Если налогоплательщик занимается своими налоговыми вопросами и осознает самые ключевые риски, то в результате возврата он не должен чего-то потерять (столкнуться с доначислениями налогов).

Владимир
Константинов

партнер, руководитель группы по оказанию услуг в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, PwC в России