Радикальные варианты модернизации системы образования под запросы реального сектора экономики рассмотрел VII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России. Перезагрузка». Бизнес готов помогать колледжам и вузам деньгами, но требует гарантий качества подготовки.

Под эгидой Минпросвещения в 2022 году стартует проект «Профессионалитет»: предприятия смогут самостоятельно определять не только контрольные цифры приема (КЦП) в колледжи, но и состав учебных модулей. Корпоративные университеты уже претендуют на возможность стать совладельцами государственных вузов, с которыми разрабатывают совместные образовательные программы. Эксперты предупреждают, что стремление сэкономить на зарплатах приводит к дефициту кадров.

О нехватке рабочих рук в регионах говорили почти все участники форума «Национальная система квалификаций России. Перезагрузка». Приводили и статистику. Миграционный прирост снизился на 62,7% в 2020 году, естественная убыль населения — 422 тыс человек за первое полугодие 2021 года — в два раза выше, чем в первом полугодии 2020.

Если в 2012 году трудоспособного населения было 86 млн, то к 2022 году осталось 76 млн.

«Удержать молодых, гибких, адекватных ребят, тем более с трудной судьбой, в тех местах, где мы хотели бы, чтобы они работали, непросто. Нужны кадры, готовые встать на линию, к оборудованию, и нужны сейчас, а не через два года, когда мы их дообучим. Нужны профессии на стыке: например, горнорабочий, который может быть и электрослесарем, инженеры-технологи – на них дикий дефицит, громаднейший разгон зарплат, остается только перекупать. Сейчас на уровне вузов и ссузов (средних специальных учебных заведений, колледжей) мы такой опции в нужном масштабе не видим».

Наталья Ямщикова
директор по персоналу и организационному развитию АО «СУЭК»

Не хватает и представителей классических профессий, даже в столицах.

«В начале года открывают границы, чтобы привезти мигрантов, к концу года все равно дыра в 40% персонала на московских стройках, и вот политическое решение – за 2-3 года от мигрантов избавиться и повысить производительность труда в 2-3 раза. Без формирования кадровой модели обеспечения для столичного стройкомплекса это задача нерешаемая».

Дмитрий Чернейко
председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Строители, инженеры — к почетным профессиям советских времен добавились айтишники. «В России порядка 2 млн специалистов в ИКТ-секторе, на них приходится 2,5% занятого населения. В Евросоюзе это 4,5%, и к 2030 году ЕС планирует увеличить показатель до 9% — до 20 млн человек», — приводит данные заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина. По ее оценке, в России не хватает примерно 1 млн программистов, а через пару лет будет не хватать 3-5 млн, что влияет на процесс массовой цифровизации отраслей. Как решить проблему, с учетом, что рынок зарплат и здесь перегрет? Президент сетевого университета «Знание» Любовь Духанина предложила создавать новые профессии, например, цифровой куратор, по ней уже второй год обучают IT-консультантов, которые могут и учителя информатики подменить, и коммунальщиков обучить печатать вслепую — чтобы платежи быстрее обрабатывать.

Профориентация — с детского сада

Примеры частно-государственных альянсов в области образования есть, но они единичны и в основном касаются специального профессионального образования. В Белгородской области почти во всех колледжах и техникумах есть наблюдательные советы, которые возглавляют руководители якорных предприятий, в Калужской области на базе технического колледжа открылся Центр подготовки кадров для автопрома. В Свердловской области активность проявляет Российский союз промышленников и предпринимателей.

«Мы вложили более 2 млрд долларов в новое оборудование для металлургического производства и поняли, что работать на нем некому, — вспоминает заместитель сопредседателя комитета по профобучению и профессиональным квалификациям РСПП Михаил Иванов. — Везти кадры из других регионов нет смысла, их трудно удержать. Обратили внимание на местные колледжи, вложились в материально-техническую базу, подготовили педагогов. Мы занимаемся профориентацией начиная с детских садов. В армии у нас есть подшефные воинские части, куда идут служить наши выпускники, мы держим с ними контакт, и они возвращаются на завод. С нетерпением ждем старта „Профессионалитета“».

«Профессионалитет» — проект Минпросвещения, который будет запущен в следующем году. В субъектах планируется создание образовательно-производственных кластеров, это интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики, к 2024 году планируется 210 таких кластеров. В них будут обучать по программам, нацеленным на потребности регионального заказчика, при этом отраслевые предприятия будут принимать непосредственное участие в формировании КЦП. «У нас есть уже заявления от предприятий о том, что выпуск в том или ином регионе тех или иных специалистов нецелесообразен, на них нет спроса, и это несправедливо для детей, которые будут по ним выпускаться, они просто не смогут найти рабочие места, — уверен директор департамента государственной политики в сфере СПО Минпросвещения Виктор Неумывакин. — В итоге отраслевые партнеры, которые постоянно нам говорят, что у них кадровый дефицит, получат возможность задавать требования к количеству и качеству подготовки специалистов».

На обновление материально-технической базы колледжей, которые войдут в эти кластеры, из федерального бюджета выделяется по 7 млрд рублей ежегодно до 2024 года, вклад бизнеса отдельно не оговаривался.

Продолжится внедрение т. н. демонстрационного экзамена, чтобы работодатель мог убедиться, что студенты освоили навыки на практике. Отдельная трудовая функция предполагает отдельный модуль в учебной программе, и такая программа будет собираться как конструктор. Предусмотрена переподготовка всего кадрового состава кластеров: всех педагогов, мастеров производственного обучения, работников, ответственных за воспитание и социализацию, представителей управленческих команд. К 2024 году переподготовку пройдут не менее 13,5 тыс педработников и около 1,5 тыс управленцев, за нее тоже опционально платит государство. Можно понять, почему бизнес-сообщество с нетерпением ждет этого проекта.

“Профессионалитет” сокращает сроки обучения в среднем в два раза - это попытка увеличить пропускную способность СПО после того, как в колледжи и техникумы резко возрос поток выпускников 9 класса, поскольку они стремятся раньше выйти на рынок труда. Но “Профессионалитет” касается прежде всего подготовки рабочих кадров, а это сейчас порядка полумиллиона человек, это немного (около 15% общей численности обучающихся) и проблемы всей системы СПО не решит.

Примерно 13% тех, кто идёт в систему среднего профа, это ребята 15 лет, то есть через два года им 17, и многие не смогут начать работать до 18 лет, так как есть ограничения по возрасту. “Профессионалитет” направлен и на то, чтобы работодатели больше участвовали в обучении, в том числе предоставляя современное оборудование организациям СПО или обучая у себя. Но допустить подростков в 15-16 лет к современному дорогому оборудованию не каждый работодатель решится. Скорее всего, практиковаться будут на не очень современном оборудовании, потом всё равно придется доучивать и переучивать. 

В подготовке рабочих до 70% - юноши, в 18 лет они призываются в армию. Не растеряют ли они там компетенции? Сознает ли работодатель, что ему придётся ждать работника еще год? Эксперимент пройдёт, и мы, надеемся, получим ответы на эти вопросы».

Татьяна Клячко
директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС

Сразу стать к станку

В случае с вузами свое предложение представил корпоративный университет ПАО «Газпромнефть»: та же разработка совместных образовательных программ, но не как «заказчик-исполнитель», когда компания генерирует лишь целевые места, а по принципу «совладелец-совладелец». «Компания „Газпромнефть“ в этом случае является полноправным владельцем интеллектуальной собственности, обладает правами на изменение этих программ, и вуз как партнер должен следовать тем задачам, которые мы перед ним ставим», — объяснил ректор университета Илья Дементьев. На его взгляд, не менее эффективно создавать в вузах научно-образовательные центры и лаборатории, которые работают исключительно на задачах, генерируемых компанией, и которые позволят студентам, обучающимся на совместных программах, сталкиваться с возможными проблемами компании и вовлекаться в их решение. «Что до программы „Профессионалитет“, мне кажется, коллеги из Минпроса строят ее на том же принципе, на котором наша программа строит кампанию по совместным магистратурам, когда корпорация является совладельцем, но уже не только образовательной программы, но и в целом образовательного учреждения», — уверен Дементьев.

Его поддержал первый проректор НИУ ВШЭ Валерий Катькало, который сообщил, что перезапуск магистерских программ в Высшей школе бизнеса во многом происходит в направлении создания кобрендинговых совместных программ с компаниями — «Нетологией», Х5 Retail Group и другими. «Это не монополизация программы со стороны компании, это консорциум, который просто имеет своего лидера. Того, кто будет иметь кадры, подготовленные через эти программы к работе в компании», — считает Катькало.

Представители Минобрнауки эту инициативу оставили без комментариев: их выступление на форуме сводилось к тому, что государство поддержит вузы, вносящие наибольший вклад в достижение национальных целей России, через Программу стратегического академического лидерства («Приоритет 2030»): по итогам отбора 106 вузов получили грант в 100 млн рублей ежегодно на 2021-22 годы.

«Кроме крупных компаний, нигде не требуется постоянный поток специфических кадров. Предположим, я стал совладельцем какого-то вуза и в нем готовится 50 человек по какой-то специальности, а мне нужно 15, дальше мне нужно 5, а потом мне нужен один. А остальные студенты будут вне фокуса моего внимания? А что произойдет, когда компании уже не будет нужна подготовка кадров для нее? Если же инвестор хочет контролировать потоки бюджетных денег, добавляя к ним свои, и смотреть, насколько эффективно они используются? Для этого есть другие инструменты, например, вхождение в попечительский или наблюдательный советы. Чтобы помогать, не надо быть совладельцем вуза, тем более что это в отношении государственных вузов законом не предусмотрено».

Татьяна Клячко
РАНХиГС

В тот же день тема модернизации образования под запросы бизнеса обсуждалась на другом форуме — «Трансформация образования. Подготовка кадров будущего», где выступал ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. Он обратил внимание на конфликт интересов между студентами и работодателями. Работодатели хотят, чтобы образование было узко специализированно, чтобы выпускники сразу готовы были работать, а студенты знают, что это увеличивает их риски: если что-то произошло с их работодателем, то навыков для другого работодателя у них нет, поэтому студентам важны широкие знания.

«Это выпускники ПТУ должны быть готовы сразу встать к станку. У бакалавриата гораздо больше упор на знания, это фундамент, на котором потом студент может создавать свои траектории. И здесь очевидный выбор между широтой вашего образования и глубиной». 

Рубен Ениколопов
ректор РЭШ

Если студенты колледжей со следующего года смогут проходить практику на производствах, то студенты вузов — у индивидуальных предпринимателей, что следует из недавних поправок в закон «Об образовании». В Минобрнауки ожидают, что поправки устранят ограничения при получении студентами практических знаний, особенно по направлениям, относящимся к реальному сектору экономики, поскольку немалое количество ИП работают в текстильной и легкой промышленности, сельском хозяйстве, торговле и строительстве. Таким образом малый бизнес тоже получит господдержку.