Елена
Виноградова

Поставщики останавливают отгрузки товара из-за падения рубля и разрыва логистических цепочек

Производители и поставщики российских и импортных товаров «ставят на паузу» отгрузки с российских складов ритейлерам и партнерам в ожидании стабилизации курса рубля, рассказали VPost сотрудники поставщиков и торговых компаний. Импортные поставки останавливаются из-за санкций и проблем с платежами.

«По поставкам все на паузе. Кто-то до 2-марта, кто-то до 5-го. О новых поставках импорта речи пока нет», — объясняет VPost основатель строительной компании Good Wood Александр Дубовенко про действия производителей и поставщиком строительных материалов и комплектующих. Среди тех, кто остановил отгрузки со складов он называет «Технониколь», «Велюкс», Schneider Electric, Legrand, производителя систем отопления «Терем» (VPost ожидает их ответов на запросы). Некоторые поставщики планируют перейти на предоплату или на расчеты в евро, российские компании хотят дождаться стабилизации курса — лучше неделю посидеть с товаром, чем продать по старой цене, объясняет Деревянко.

На строительном рынке уже падает спрос. «Некоторые заказчики, которые готовы были начать строить дома, взяли паузу. Некоторые — даже приостановили строительство в середине пути. У многих панические настроения — страх потери дохода или просто пропало желание строить дом. Есть конечно и обратный тренд. Многие люди боятся потерять деньги, не доверяют банкам и, наоборот, хотят побыстрее вложить в строительство». Это поддержит надежные компании, надеется Деревянко.

Импорт товаров замедляется

Международные грузоперевозчики один за другим отменяют уже оформленные заказы в Россию и не подтверждают новые, наши партнеры говорят, что посыпались перевозки не только из США, но и из Канады, из Южной Америки», рассказал «Новой газете» менеджер международной логистической компании Uni International (США) Михаил Бобрышев. Любые поставки, в том числе из Китая, под угрозой из-за санкций и проблем с платежами, объясняют VPost менеджеры еще двух логистических компаний. Морские перевозчики, большинство из которых с европейскими корнями, из-за введенных против России санкций отказываются брать на себя гарантии по оплате груза, и в итоге теперь получателю надо платить не по прибытии контейнера в порт назначения, как раньше, а до его отбытия, тогда как сейчас непонятно, как переводить деньги и сколько ни будут идти, следует из их слов.

«Наш банк попал под санкции, сегодня руководство бежит открывать счет в другом банке, но вопрос, сумеет ли», — говорит менеджер компании, работающей с поставками из Китая, других стран Дальнего Востока и Азии, а также Турции. Беспокоит его и то, что платежи из-за санкций могут надолго зависать на счетах иностранных контрагентов, тогда как в России бизнес уже предупредили об ужесточении валютного контроля.

«Объясняю на пальцах: вот плывет контейнер из Шанхая во Владивосток, раньше китайский поставщик спокойно отгружал товар без денег, потому что знал, что международная морская линия, которой принадлежит контейнер, не отдаст российскому покупателю товар, пока китаец не сделает релиз на коносамент (транспортный документ на контейнер), то есть, перевозчики гарантировали оплату поставщикам, а покупатели получали небольшую отсрочку, пока контейнер на воде. Взаиморасчеты шли через корреспондентские счета в США. И тут морская линия из-за опасения санкций говорит — парни, я за свободную торговлю, но релизная схема временно отменена, давайте сами. И поставщик должен отгрузить товар на свой страх и риск. Китайские поставщики думают, отгружать ли товар поставщику, который неизвестно когда и как сможет расплатиться. С транзитом азиатских грузов через Европу еще хуже — ведь контейнеры плывут до Роттердама или Гамбурга, где их перегружают до Санкт-Петербурга, а там санкции», — рассказывает о сложностях импорта в новых условиях собеседник VPost. По его словам, сейчас в Россию гарантированно идут только те грузы, которые к 24 февраля были уже в пути и их было сложно развернуть.

«Мы — часть глобальной логистической системы, а ее быстро не перенастроить», — говорит другой логист. «Из-за падения рубля и роста рисков некоторые поставщики уже подняли цены на 50-60%, добавляет он. Мелкому и среднему импортному бизнесу сейчас крайне тяжело, но мы не сдаемся, побарахтаемся еще», — резюмирует он.

Отгрузки продуктов в магазины пока ритмичны, но предложение ограниченное, показал опрос торговых сетей, поставщиков и аналитиков. Сложно и прогнозировать уровень цен — например, ничего не понятно про зерно, потому что по спотовым контрактам сейчас предложений нет, придерживают до появления какой-то ясности с курсом рубля, сказал VPost один из участников рынка.

Но вряд ли кто из продавцов сейчас поднимет цены на товары, по которым действуют соглашения об ограничении цен, как, например, об отгрузке сахара по 47 руб. за кг, считает собеседник VPost в крупной торговой компании. Но в дальнейшем регулирование цен приведет к тому, что в стране перестанут сеять, а это чревато пустыми полками, предупреждает сотрудник аналитической компании. «Надо дать рынку свободный ценник, оставив точечное регулирование продовольственных цен. Но пока власти даже не обсуждают компенсации производителям. Во время пандемии бизнес обязали отгружать сахар по 36 руб. за кг, и пообещали субсидию в 5 руб. с кг, и даже выплатили — правда, не все и не всем, а сейчас об этом даже речи нет, бизнес должен взять это на себя как матпомощь населению», — рассуждает собеседник VPost.