Начался прием заявок от желающих поступить в вузы в 2022 г. по целевой квоте

Одновременно с началом приема заявок от старшеклассников, желающих поступить в вузы по целевой квоте в 2022 году, в правительство поступил законопроект об открытом конкурсном отборе на целевое обучение. Эксперты подтверждают, что закрытость целевого набора — больное место, но к новации парламентариев относятся скептически. Каких изменений стоит ожидать?

«Подавала заявление в больницу, надеялась на целевое место в медвузе, результаты ЕГЭ хорошие, красный диплом, но мне отказали, т. к. все места раздали детям сотрудников, законно ли вообще это, если изначально подавать заявление могут все?» — спрашивает девушка на юридическом форуме. Ответ лаконичен: «Работодатель имеет право установить свои критерии отбора, приоритет детей сотрудников в том числе».

Проект закона авторства Ирины Яровой предполагает, что работодателей обяжут размещать на едином цифровом ресурсе заявки, привязанные к конкретному вузу, на конкретного специалиста с конкретным рабочим местом, чтобы ребята со всей страны, а не отдельные «везунчики», могли стать соискателями. Договор на целевое обучение будет заключаться по факту поступления. Сейчас иначе: абитуриент подписывает договор с работодателем, тот запрашивает у вуза место по государственной квоте, и целевики поступают по отдельному конкурсу. Законодатели обещают «гарантированную перспективу» трудоустройства молодежи. Ныне же, по их оценке, 47% выпускников не работает по специальности.

«Проблема в том, что абитуриенты не знают, какие организации могут и готовы заключать договоры о целевом обучении. Создание единой образовательной платформы, на которой будут представлены все категории работодателей и информация об их потребностях — очень хорошая идея».

Григорий Шабанов
проректор по учебной работе РосНОУ

Есть вузы, например, МФТИ, где на собеседование с каждым абитуриентом приглашают представителей целевых организаций, которые добирают заинтересованных ребят. На сайтах топовых вузов обычно размещены сведения о заказчиках: у РУДН это «Мосэнерго» и «Гидроспецпроект», в МГТУ имени Баумана, ВШЭ или СПбПУ можно попасть через «Газпром». Но по стране конкретики мало. Хотите на целевое место в юридическую академию — обращайтесь в прокуратуру, хотите стать врачом и получить работу в столице — подайте заявку в департамент здравоохранения.

Минус коррупция

Заключать договор о целевом обучении, оплачиваемый государством, можно только с ведомствами, госкорпорациями и компаниями, имеющими долю госсобственности. Если чиновники направляют в вузы детей и родственников по целевому набору от госструктур, которые сами же возглавляют, просматривается конфликт интересов.

В законопроекте Яровой предлагается наряду с бюджетным целевым набором ввести набор, полностью спонсируемый частными инвесторами. «Компании-работодатели будут за свой счёт, для себя, учить студента и инвестировать в соответствующие образовательные программы. Это, безусловно, позволит снизить коррупционную составляющую целевого обучения», — уверен проректор Шабанов. И условия поддержки студентов, которые являются обязательным пунктом целевого договора, могут улучшиться.

Эталонный Российский университет транспорта (МИИТ) имеет основным заказчиком ОАО «РЖД», который компенсирует целевикам затраты на дополнительное образование, присуждает именные стипендии, доплачивает за успеваемость, выдает гранты и оплачивает производственную практику. Но это скорее исключение. Иногда в качестве поддержки предлагается лишь обеспечение учебной литературой.

Три целевых разновидности

Отчасти схема государственно-частного партнерства отработана. И будущий студент не обязан влезать в долговые обязательства перед работодателем там, где этого можно избежать. Есть три разновидности целевого обучения. Первая — абитуриенты заключают договор с будущим работодателем, в том числе минуя вуз, и поступают в пределах целевой квоты, выделенной за счёт мест, финансируемых из средств федерального бюджета. Вторая — студенты поступают на общих основаниях, но в дальнейшем заключают договор с компанией-работодателем о будущем трудоустройстве. Третья — студенты или абитуриенты заключают договор с работодателем, но поступают на коммерческой основе и за них платит работодатель.

В первом случае отработка минимум на три года вперед неизбежна. Нарушителю договора придется выплатить заказчику полную сумму за на учебу и меры поддержки, плюс аналогичную сумму в двойном размере уплатить государству. Это же относится и к студентам, которых отчислили, и к тем, кто решил перейти на другое направление подготовки или сменить вуз без согласия заказчика обучения. Заключать договор можно только с госорганизациями, однако с этого года — еще и с фермерскими хозяйствами.

Во втором случае, продолжая учиться на бюджете, просто получаешь подстраховку с трудоустройством после выпуска.

«Такой договор можно заключать с юридическими лицами и даже с ИП, если, например, на четвертом курсе вам попадется перспективный работодатель, какой-нибудь IT-стартапер. В любой момент вы можете расстаться по соглашению сторон и быть ничем друг другу не обязанными. В типовой форме договора за это отвечает отдельная строка».

Екатерина Александрова
эксперт vuzline

В третьем случае, если работодатель оплачивает учебу на коммерческом, то отработка займет те же три года минимум, но условия более гибкие, договор можно также заключить с ИП или ООО и расторгнуть более безболезненно, по договоренности с работодателем выплатив только ту сумму, на которую ты успел отучиться.

Три целевых заблуждения

При поступлении по целевой квоте есть и другие нюансы.

Заблуждение 1. Чем больше квота по стране, тем проще поступить. Не факт. В этом году самые большие квоты выделены на медицинские специальности: на «лечебное дело» и «педиатрию» — 75% (специалитет), ординатура достигает 100%. Чуть меньше, 70% квот, установлено для специалистов в области радиоэлектронных систем и комплексов, эксплуатации железных дорог, обеспечения движения поездов. Целевые места выдаются из общего числа бюджетных, чем выше квота, тем сложнее пройти на бюджет, поэтому конкурс растет и там, и там. Замкнутый круг.

Заблуждение 2. На целевое можно пройти с очень низкими баллами. Минимальный балл для подачи документов на целевые места ровно такой же, как на бюджете, в отличие от платного, где его немного снижают. Если не набрать минимум необходимых баллов ЕГЭ, документы вуз не примет. «Целевое обучение накладывает дополнительные обязательства на студента, по этой причине небольшая разница в проходных баллах оправдана, — поясняет директор по молодежной политике МФТИ Денис Дмитриев. — В нашем вузе они всё равно оказываются достаточно высокими: уже несколько лет мы рекомендуем предприятиям направлять для поступления на Физтех ребят с баллами не менее 270».

Заблуждение 3. Если не поступил по целевой квоте, можно пробовать в общем потоке. Можно, но бессмысленно: проходной балл на целевые места обычно ниже, чем в общем конкурсе, поскольку целевики соревнуются только между собой. Чаще бывает наоборот, когда прошел, но понял, что баллов могло бы хватить на бюджет. Пока учеба по целевому договору не началась, абитуриент имеет право поступать, куда сочтет нужным, в этом случае он не попадает на неустойку и соглашение с заказчиком аннулируется. Но нередко сотрудники приёмных комиссий просто вычеркивают человека, зачисленного по целевой квоте, из списков поступающих по общему конкурсу. Для этого нет юридических оснований, отмечают эксперты.

Совсем слабым абитуриентам лучше пытать счастья в глубинке.

«В Москве и Санкт-Петербурге на целевое «с улицы» не берут, надо обзвонить много номеров, выбить начальную встречу, приложить сопроводительные и рекомендательные письма. У Финансового университета работодатель — Минфин, с порога даже к секретарю не пропустят, в лучшем случае бросят трубку. Другое дело регионы. Коллега работала в приемной комиссии Новосибирского государственного технического университета, вспоминает: пришел абитуриент с очень маленькими баллами. Ему говорят: «Через дорогу есть завод, предлагает целевое обучение, попробуй туда обратиться, потому что по общему конкурсу точно не пройдешь». Так он через час вернулся с подписанным договором».

Екатерина Александрова
эксперт vuzline

Если законопроект Яровой достигнет заявленной цели и процедура поступления станет более понятной, то и конкурс среди целевиков вырастет. Некоторые работодатели в этом не очень заинтересованы.

Право сильного

Лазейки для обхода препон при поступлении есть. Шансы целевика растут, если работодатель дождется публикации результатов ЕГЭ всех претендентов, и лишь после этого начнет заключать договора. Чтобы устроить кого-то в вуз «по знакомству», можно набирать абитуриентов с слабыми результатами ЕГЭ, для количества, и уже после запрашивать место у вуза — заранее ясно, кто его займет. Если при трех предоставленных заказчику местах по факту подадут документы только два поступающих, пусть даже и три — все будут зачислены автоматом.

Предлагаемый законопроект Яровой не сможет искоренить поступление «по протекции», потому что критерии отбора на получение целевого направления по-прежнему будет устанавливать конкретный работодатель, отмечают эксперты. С другой стороны, администрации и госкорпорации не столь остро нуждаются в кадрах, нежели районные больницы, школы или нефтегазовые бурилки на Дальнем Востоке. Там отдельная боль целевика — договориться о возможности продолжить учебу. Работодатель, у которого горит план, редко идет навстречу бакалавру, пожелавшему стать магистром вместо того, чтобы взяться за кирку. Потенциальных целевиков «гарантированное трудоустройство» в сельской глуши отпугивает: не советское время, когда за работу по распределению выдавали квартиры. Тем более, что статистика о том, сколько людей строит карьеру на том же объекте, где проходили отработку, в России не публикуется.

Страждущие регионы, между тем, приступили к реализации законопроекта, не дожидаясь его вступления в силу. На Камчатке уже запустили локальную цифровую площадку, где провели открытый отбор выпускников, поступающих на медицинские специальности по целевым направлениям от края. «Количество ребят, которые хотели бы принять участие в конкурсе, получить образование и по окончании обучения приехать работать на Камчатку, увеличилось вдвое, причем впервые заявки поступили и из других регионов — из Москвы, Перми, Краснодарского и Красноярского краев, что опровергает многие стереотипы», — заявила депутат от Камчатки Ирина Яровая.

Бюджетный прием плохо удовлетворяет нужды государства

Татьяна Клячко, директор Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС:

Целевой приём долгое время способствовал тому, что абитуриенты, которые не прошли по конкурсу на бюджетные места, тем не менее могли учиться за государственный счет, обязавшись отработать после окончания вуза на определенном рабочем месте. Как правило, работодатели по окончании учебы целевика сообщали, что специалист им уже не требуется, писали отказ, и выпускник был свободен. Блата и коррупции в целевом приеме было предостаточно. Сейчас ответственность сторон зафиксирована в договоре о целевом обучении более четко: если заказчик не трудоустроит целевика, придется возмещать государству сумму, затраченную на обучение. Но многие вопросы не решены.

Целевое направление чаще выдают на бакалавриат и специалитет. Студент решил пойти в магистратуру. Работодатель будет препятствовать или поощрять? Ещё два года он работника не получит. А если прицелиться на аспирантуру после магистратуры? Должен ли в этом случае работодатель платить штраф за то, что он не берёт человека на рабочее место? Можно ли такие моменты проговорить заранее, перед подписанием договора о целевом обучении? Теоретически. Но и виды на учебу у молодежи могут меняться. Решает ли обсуждаемый законопроект эту проблему?

Госкорпорации найдут своих работников без целевой подготовки. Когда экономика нестабильна, целевой приём – не очень эффективная мера. У него остается задача снабдить рабочими руками те сферы, в которых низкие зарплаты. Если экономическая ситуация в регионе плохая, то возникает большая конкуренция за рабочее место, которое будет «выставлено на торги». В ином случае связывать себя с работой, где мало платят, молодой человек, скорее всего, не захочет. Либо работодатель получит не очень хорошего работника, если человек шёл на целевое место ради того, чтобы только поступить на бюджет. Нужен ли нам такой врач или учитель?

Обеспечивать экономику и социальную сферу работниками, нужными государству, должен бюджетный приём, однако он эту функцию выполняет слабо. Начинаем что-то подкручивать, добавляем целевой прием. Но если экономика работает неэффективно, то толку будет мало. 

В США, если человек идёт работать в полицию, то с него снимают кредит за образование, государство его гасит, потому что это тяжёлая и опасная работа. Если человек едет работать в отдалённые районы или на опасные объекты, с него тоже снимают кредиты на образование. Понятный механизм. А здесь что? В контрольных цифрах приёма выделили спецместа и поступающим на них дали преференции, чтобы выпускник вуза пошел работать на место с низкой заплатой. Тем самым мы пытаемся сохранить прежде всего в нашей социальной сфере низкую зарплату. И чем здесь поможет прозрачность и конкурентность?