VPost-media
Редакция

Кинотеатрам нечего показывать, но билеты подорожают

Цены на билеты в кино сейчас выше, чем во времена официальных премьер голливудских блокбастеров, и неизбежно продолжат расти – на 25% уже к новому году, предупреждают владельцы кинотеатров. Других способов выживания у отрасли не осталось, признают они.

После начала войны в Украине крупнейшие международные студии ушли из России и отозвали разрешения на показ своих фильмов. Из-за проблем с репертуаром, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК), в стране в прошлом году закрылось 130 кинотеатров – в основном многозальных, в торговых центрах крупных городов. Взамен Фонд кино открыл более 100 кинотеатров в небольших городах – в них не менее половины репертуара должна быть отечественной. 

В итоге сейчас, по данным АВК, в стране работает 2167 кинотеатров – почти столько же, сколько в 2021 году, когда отрасль кинопоказа восстановилась после пандемии. Правда, кинозалов в них по меньшей мере на 500 меньше, чем раньше, показало исследование Nevafilm.

По итогам года кинотеатры получат 35 млрд рублей кассовых сборов – это на 36% меньше по сравнению с лучшим для отрасли 2019 годом и как минимум на 5 млрд рублей меньше, чем нужно отрасли для нормальной работы, «а не выживания», поделился мнением председатель АВК, управляющий партнер крупной региональной киносети «Синема 5» Алексей Воронков на конференции «Медиабизнес». Причем 75% этих денег должно принести отечественное кино, продолжает он.

Хотя кинотеатры по всей стране активно показывают новые голливудские картины по разным схемам – чаще всего по так называемому «предсеансовому обслуживанию», когда блокбастер идет в нагрузку к российской короткометражке – для полноценной загрузки кинотеатрам, особенно многозальным, не хватает массовых фильмов. На картины, входящие в топ-60 самых кассовых фильмов, приходится 80% сборов, объяснял Воронков.

Кроме того, ощущается нехватка рекламы, которую раньше делали фильмам их прокатчики. «Теперь все показываем втихую и даже не все посетители торгового центра, где мы работаем, знают, что у нас можно посмотреть нашумевшую Barbie или новую "Миссию невыполнима", потому что приходится ограничиваться только афишами на входе и у нас в помещении», – рассказывает владелец кинотеатра в Подмосковье.

Пиратские показы приносят кинотеатрам 15–20% сборов, сошлись во мнении на конференции гендиректор крупнейшей в стране объединенной сети «Синема Парк» и «Формула Кино» Алексей Васянин и гендиректор российской кинопрокатной компании «Атмосфера кино» Вадим Иванов.

Чтобы выживать только на российским кино, кинотеатрам нужно в год 30–40 фильмов, способных собрать в прокате от 500 млн рублей каждый, причем несколько из них – более 1 млрд рублей, то есть необходимо выйти на уровень популярности «Чебурашки», считает Воронков. «Чебурашку» посмотрели 24 млн человек, он собрал в прокате 6,8 млрд руб. Пока это очень высокая планка – в последние шесть лет за год выходило в среднем по шесть отечественных фильмов, способных собрать больше 500 млн рублей. В этом году, по оценке Воронкова, выйдет всего 55 отечественных фильмов, из которых четыре заработают от 500 млн до 1 млрд рублей, а три – не менее миллиарда. В прошлом году российских фильмов – «миллиардников» вообще не было.

Отечественное кинопроизводство разгоняется, но ему еще требуется время, есть вопросы и к качеству, и, что даже важнее, – к грамотному рекламному продвижению, так что кинотеатрам придется выживать за счет повышения цен на билеты, следует из слов Воронкова. С 2021 года билеты уже подорожали на 22%, а к новому году цены повысятся еще на 20–25%, считает он. Это соответствует общему росту примерно в 1,5 раза с 2021 года. В начале октября, согласно системе учета данных о показе фильмов, средняя цена билета превысила 330 рублей; для сравнения, в 2021 году рекордной была цена 305 рублей за билет.

Это связано еще и с ростом издержек из-за инфляции, объяснил Воронков. Так, оборудование для кинопоказа сильно подорожало из-за девальвации и дефицита – например, популярный в кинотеатрах проектор Barco 20 за год прибавил в цене 88%. Окупить издержки без повышения цен на билеты у кинотеатров не получится – есть путь отказа от дорогих современных технологий, но он приведет к тому, что страна останется в стороне от современной киноиндустрии, признают участники рынка.

Рост цен на билеты не скажется на посещаемости, уверен владелец подмосковного кинотеатра. Она зависит не столько от цены (если она, конечно, не повышается сразу в 1,5–2 раза), сколько от желания посмотреть определенную картину. А это желание создает, во-первых, массовая реклама и маркетинговое продвижение, которых сейчас так не хватает, и, уже во-вторых, качество самой картины.