Минпромторг не включил бренды корпорации Coca-Cola в перечень товаров, разрешенных для параллельного импорта, но её газировка Coca-Cola, Fanta, Sprite стала одной из самых популярных категорий для ввоза независимыми импортерами — после того как летом 2022 года Coca-Cola остановила в РФ продажи своих международных брендов и заменила их на локальную продукцию. Напитки из крупных сетей пропали, но спрос остался, и бизнес взялся его удовлетворить
Как выяснил VPost, теперь Coca-Cola и другие напитки корпорации в Россию везут со всего мира, даже из Афганистана и Вьетнама, но чаще всего — из Казахстана, Турции, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии и Ирана.
Как показывают данные чеков, на импортную Coca-Cola в первые месяцы 2023 года в России пришлось 14% продаж всех напитков со вкусом колы.
Ввозить газировку от Coca-Cola независимые импортеры пытались и до 2022 года — тогда чаще всего импортировались редкие разновидности напитков, которые сама корпорация в стране не продавала: вроде Fanta Peach с персиковым вкусом или Coca-Cola Cherry с вишневым. Coca-Cola успешно боролась с такими поставщиками: таможня регулярно задерживала партии (и не только напитков, но даже товаров с надписями, похожими на товарные знаки компании), — а суды взыскивали с импортеров компенсации в сотни тысяч рублей за каждый случай нарушения прав компании на товарные знаки.
Еще в ноябре 2021 года российские представители The Coca-Cola Company подали иск к независимому импортеру напитков ООО «Пивоиндустрия» из подмосковного Солнечногорска. Фирма, с 2015 года ввозившая в Россию в основном пиво, пробовала импортировать разнообразные экзотические варианты газированных напитков, и ввезла по 12 жестяных баночек 0,33 персиковой и ананасовой Fanta. Московская областная таможня это заметила, уведомила Coca-Cola, и американская корпорация потребовала запретить таможенное оформление напитков и реэкспортировать их. Гражданский кодекс в России закрепляет за владельцем знака исключительные права на его использование и не считает, что отсутствие прямого запрета дает право другим лицам и компаниям как-либо распоряжаться товарным знаком, в том числе продавать маркированные им товары, без разрешения правообладателя.
В конце 2021 года арбитражный суд Московской области стал на сторону американского производителя, запретив растаможивать напитки, ввезенные «Пивоиндустрией», а в начале 2022 года апелляционная и кассационные инстанции подтвердили это решение.
Затем начались военные действия на Украине, Coca-Cola в апреле объявила о заморозке инвестиций в России, а летом — о прекращении производства здесь международных брендов. В апреле же Coca-Cola по техническим причинам не смогла продлить защиту своих брендов в российском таможенном реестре — а это значит, что таможня перестала автоматически останавливать все партии её напитков на границе до получения разрешения от правообладателя.
Несмотря на все эти события, корпорация подала в арбитражный суд Московской области еще два иска к «Пивоиндустрии», которая в 2022 году начала ввозить напитки корпорации в Россию товарными партиями. Как выяснила VPost, сейчас «Пивоиндустрия», поставляет газированные напитки, например, в сеть «Азбука вкуса». Судя по оформленным декларациям соответствия, в ассортименте «Пивоиндустрии» полный набор самых модных из официально ушедших брендов — например, Coca-Cola из Польши, Турции и Великобритании (из последней едут редкие Coca-Cola Signature Spicy и Smoky), Pepsi из Польши и Дании, Schweppes тоже из Польши, чипсы Pringles из Бельгии, минеральная вода Perrier от Nestle из Франции и др.
В марте 2022 году арбитражный суд Москвы еще запрещал по требованию Coca-Cola таможенное оформление напитков «Пивоиндустрии», но уже в мае начал отказывать в таких обеспечительных мерах, и подмосковная фирма благополучно растаможила и продала всю «параллельную» газировку. А осенью представители Coca-Cola начали уведомлять суд об отказе от исков к «Пивоиндустрии». Последним, в декабре, было закрыто самое первое, поначалу выигрышное для Coca-Cola дело — о ввозе в 2021 году 24 банок Fanta, а в январе 2023 года сняты обеспечительные меры по нему, и «Пивоиндустрия» получила право вернуть себе две упаковки Fanta.
«Мирового соглашения не заключалось, это был односторонний отказ с их стороны. Американская компания убедилась в бесперспективности дел и фактически перестала участвовать в судебных процессах», — рассказал VPost представитель компании. Теперь «Пивоиндустрия» взыскивает с Coca-Cola компенсацию судебных издержек — по 100 000 рублей за каждое дело, и 14 марта по одному из дел Арбитражный суд Московской области такое решение принял, рассказал Vpost представитель «Пивоиндустрии».
Получить комментарий от Coca-Cola пока не удалось.