Власти перекрывают последние каналы импорта недорогих автомобилей из «дружественных» стран
Пока правительство рассматривает проект постановления о резком повышении утилизационного сбора с 1 октября, продавцы и покупатели автомобилей выясняют, что оно несет в себе еще несколько неприятных сюрпризов для тех, кто надеялся привезти себе иномарку с дисконтом.
Документ, подготовленный Минпромторгом, предполагает повышение ставок утильсбора на новые автомобили с двигателем от 1 до 2 л с 300 600 рублей до 556 000 руб., а на такие же старше трех лет – с 528 000 до 978 000 рублей. На автомобили с двигателем 2-3 л ставки поднимутся с 844 000 руб. до 1,562 млн рублей и с 1,279 млн рублей до 2,366 млн руб. соответственно. Повышение коснется автомобилей, ввозимых юрлицами, а физлица сохранят право ввозить автомобили для личного пользования с двигателем объемом до 3 литров по льготной ставке сбора — она повышаться не будет, обещал Минпромторг. Он сейчас составляет 3400 руб. за новый автомобиль и 5200 руб. — за машину с пробегом. Пока у граждан России есть право ввезти один автомобиль в течение года с уплатой льготного утилизационного сбора (и при условии, что он остается в собственности 12 месяцев – иначе придется доплатить сбор до полной ставки).
Но есть нюансы. Проект постановление предусматривает, что с 1 октября при ввозе автомобилей, растаможенных в странах Евразийского союза (ЕАЭС) — Беларуси, Армении, Казахстане и Кыргызстане – заплатить льготный сбор можно будет только в случае, если автомобиль до продажи гражданину России находился на территории страны ЕАЭС не менее 12 месяцев после таможенного оформления.
Еще один сюрприз из документа – отмена льготного утильсбора для физлиц при ввозе любых электромобилей с 1 января 2025 г. С этой даты ставки сбора для них предлагается повысить с 32 000 рублей до 667 400 рублей на новые и с 122 000 рублей до 1,174 млн рублей — для машин старше трех лет. Электромобили уже нельзя растаможить через страны ЕАЭС, во многих из которых действуют льготы – с апреля это можно только через Россию.
Таким образом российские власти могут почти окончательно перекрыть физлицам возможность экономить на растаможивании автомобиля. Юрлица лишились этой возможности еще 1 апреля, когда начал действовать новый порядок уплаты утильсбора, по которому в него включались доплаты за заниженную стоимость автомобиля, разницу в таможенных сборах, НДС, акцизе и других платежах между Россией и странами ЕАЭС. Участники рынка признают, что ввоз через, Казахстан, Армению и Белоруссию позволял экономить на растаможке от сотен тысяч до миллионов рублей. Таможня Кыргызстана позволяла занижать таможенную стоимость автомобилей – местные брокеры в разговоре с VPost признавались, что более половины автомобилей растаможивалась там за 40-50% от реальной стоимости.
Теперь в расчете утильсбора учитывается средняя стоимость автомобиля по списку Минпромторга. Кроме того, в странах ЕАЭС можно было выгадать и на ставках пошлины, НДС, акцизе. В результате, по подсчетам таможенных брокеров, за растаможенный в Кыргызстане китайский кроссовер Geely Monjaro доплата превысила 2,5 млн руб. При поставках через официального импортера он стоит около 4,6 млн рублей, а при оформлении через Кыргызстан мог обойтись в 2,1-2,3 миллиона.
Теперь гражданам, купившим автомобиль в ЕАЭС для личного пользования, придется платить столько же, сколько и бизнесменам. Это сделает более сложной покупку в Армении иномарок, прибывших через Грузию с аукционов США, в Казахстане и Кыргызстане – машин из Китая по более низким ценам, чем в салонах российских автодилеров, а в Беларуси — иномарок из Европы.
«Ассортимент снизится, ведь посредникам из этих стран нужно будет год держать у себя автомобиль, ввезенный на местного жителя, перед тем как продать его россиянину. Наверняка тут останутся какие-то единичные, нишевые истории с машинами, которые невозможно как хочется купить», – рассказывает автодилер, работающий с машинами из Армении. Кроме того, напоминает он, будет перекрыта популярная схема перепродажи в России автомобилей, оформленных в Беларуси на льготников — с 50%-ной скидкой по таможенным платежам.
Будет меньше возможности купить не просто более дешевый автомобиль, а в принципе купить автомобиль, потому что льготный утиль теперь можно платить только при растаможке иномарки «в лоб» на Россию, а российским гражданам далеко не все автомобили продают, говорит менеджер российской компании по продаже автомобилей с пробегом. Мало того, что санкции фактически на всю автотехнику из США, на автомобили дороже 50 000 евро из Европы и Южной Кореи, автомобили с двигателями от 1,6 литра из Японии – так еще многие продавцы в принципе отказываются иметь дело с россиянами – от греха подальше, объясняет он.