VPost-media
Редакция

Россия перекрывает последние лазейки для поставки дешевых машин из Беларуси и Кыргызстана

Стоило решиться проблеме дефицита автомобилей, как российские власти начали закрывать лазейки в их поставках, чтобы заткнуть дыру в бюджете. Очередная закроется с апреля: дешевому ввозу через Беларусь и Кыргызстан придет конец, и машины заметно подорожают.

Это произойдет после того, как с 1 апреля начнет действовать единая для Евразийского экономического союза система управления рисками. Ее по предложению России одобрил Евразийский межправительственный совет, рассказали VPost два участника внешнеторговой деятельности, ознакомившиеся с протоколами заседания (Евразийская комиссия и российские министерства и таможенная служба не прокомментировали это).

Судя по документу, содержание которого пересказали собеседники VPost, система будет создана правительствами стран-участниц ЕАЭС совместно с Евразийской экономической комиссией и одной из ее задач будет контроль правильности заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых в союз из третьих стран. Система предусматривает возможность дополнительного таможенного контроля и последующего доначисления таможенных пошлин и других платежей.

В справке к проекту поручения о создании этой системы, подписанному премьер-министром России Михаилом Мишустиным, говорится об «установленных случаях ввоза в Россию через страны ЕАЭС товаров третьих стран с существенным занижением таможенной стоимости», что «нивелирует усилия по развития собственного производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет». В качестве примера такого товара указаны электромобили, растаможенные в Кыргызстане.

Это одна из самых популярных схем ввоза с экономией на таможенных платежах. Через Киргизию активно поставляются по заниженной стоимости китайские легковушки, в том числе электромобили, признают эксперты ассоциации «Российские автодилеры». По оценкам импортеров, с которыми поговорили VPost, в 2023 году не менее половины автомобилей ввозится в Кыргызстан по заниженной таможенной стоимости, причем нередко показывается всего 30-40%, а потом практически все эти автомобили перенаправляются в Россию.

Но автомобили выгодно из Киргизии выгодно ввозить не только из-за лояльного отношения таможенников к заявленной стоимости, но и из-за тарифных льгот. В Кыргызстане нет НДС при растаможке электромобилей, что дает возможность сэкономить 20% от стоимости. При ввозе дорогих электрокаров, например, самой продаваемой сейчас в России модели — китайского Zeekr 001, стоящего на родине около $44 000, даже не занижая стоимость, можно сэкономить $6600.

В Беларуси тоже нет НДС на электромобили, но везти китайские машины через эту страну менее выгодно. Зато большой популярностью пользуется другая схема ввоза через Беларусь — через многодетных и инвалидов, имеющих право растаможить автомобиль с уплатой лишь 50% пошлины.

В итоге в 2023 году Киргизия была на втором месте по поставкам новых легковых автомобилей в Россию. По данным «Автостата», в декабре на нее приходилось почти 18% из 78 000 ввезенных автомобилей, и на третьем — по ввозу автомобилей с пробегом (4% из 23 000 автомобилей). Беларусь занимала четвертое место по ввозу новых автомобилей (лишь 1,7%), зато второе место — по ввозу машин с пробегом — в декабре через нее прошло почти 15% таких автомобилей.

Поэтому совет ЕАЭК одобрил второе предложение России, перекрывающее такие схемы: государствам-члены союза согласились обеспечить использование товаров, ввезенных с использованием льгот, только на их территории.

Например, в Белоруссии собираются обязать льготников не продавать ввезенный автомобиль в течение года, говорит владелец белорусской компании, поставляющей автомобили в Россию. «Так или иначе, понятно, что российские власти закрывают последние возможности купить автомобиль дешевле, чем это можно сделать внутри страны», — заключает он.

В ноябре прошлого года Россия изменила правила начисления таможенного сбора на автомобили из ЕАЭС, и в результате физические лица практически лишились возможности ввозить машины для личных нужд из Кыргызстана и Армении по льготным ставкам в несколько тысяч рублей, и вынуждены платить полную ставку, а на машину с двигателем больше 1 литра на составляет минимум 300 000 рублей, напоминает он.

Средняя цена нового автомобиля в России, по данным РОАД, вплотную приблизилась к 3 млн рублей. С апреля она станет еще больше, уверены участники рынка.