Дарья
Невская

управляющий партнер Nevskaya Consulting

В середине января в СМИ появилась информация о том, что по возвращении в Россию на таможенном контроле был задержан футболист Павел Мамаев со своей невестой, у которых были найдены незадекларированные ценности. Незадолго до этого девушка опубликовала в Instagram фото кольца с бриллиантом внушительных размеров, которое ей подарил возлюбленный во время отдыха за границей. Сложно сказать, что заставило таможенников проявить повышенный интерес к багажу пары — мониторинг их соцсетей или донос «доброжелателей». Однако уже становится очевидно, что соцсети превратились в источник информации не только для поклонников богатых и знаменитых, но и для налоговых и правоохранительных органов.

Например, французская налоговая служба еще в 2019 г. начала следить за соцсетями налогоплательщиков, чтобы проверить, не тратят ли они больше, чем официально зарабатывают. А в начале 2021 г. французские налоговики объявили о начале трехлетнего эксперимента по использованию информации из соцсетей для определения реального налогового резидентства людей, т. е. государства, в котором человек в основном проживает и с которым тесно связан, соответственно, в котором он должен платить налоги. Чуть раньше испанские налоговые инспектора использовали фотографии певицы Шакиры, выложенные в интернете, чтобы доказать, что она являлась налоговым резидентом Испании и, соответственно, должна была платить налоги в Испании, а не на Багамах, которые были заявлены как место жительства и уплаты налогов певицы. Не исключено, что если эксперимент французских налоговых органов будет успешным, то к нему могут присоединиться и миграционные органы — для отслеживания реального места проживания человека внутри ЕС, что затронет любителей проводить по полгода на Лазурном берегу Франции на основании, например, португальской «золотой» визы.

Instagram — помощник инспектора

Информацией из соцсетей пользуются и правоохранительные органы в делах об отмывании денег. Например, британское Национальное агентство по борьбе с преступностью выдало предписание о неясном происхождении богатства бизнесмена Мансура Хусейна в том числе на основании его фотографий в соцсетях, демонстрирующих роскошный образ жизни и знакомство со знаменитостями, в частности с актрисой Меган Маркл. В результате Хусейн согласился передать британским властям имущество стоимостью более 10 млн фунтов стерлингов, так как он не смог объяснить источник происхождения средств на его приобретение. А в 2019 г. колумбийские власти задержали 26-летнюю звезду соцсетей Дженни Амбуилу и ее семью на основании фотографий покупок девушки в Майами, среди которых помимо эксклюзивных сумок и одежды был красный Lamborghini. Очевидно, что глава семьи, занимавший должность инспектора в одном из колумбийских морских портов и получавший зарплату в $3000, не мог обеспечить такой уровень жизни своей дочери честным способом.

Российские налоговики тоже используют информацию в соцсетях, но пока в основном для выявления незадекларированных доходов от предпринимательской деятельности. Так, например, еще в 2018 г. тверская налоговая служба провела контрольную закупку кондитерской продукции, изготовление которой рекламировалось в соцсетях. Автора кондитерки вызвали для дачи пояснений, ему пришлось отчитаться о своих доходах за два налоговых периода. Годом ранее мурманские налоговики сообщали, что нашли через соцсети незарегистрированных предпринимателей.

Вполне возможно, что в скором времени российские налоговые инспектора будут интересоваться и источником происхождения средств на оплату дорогих покупок и путешествий граждан, цифры в налоговой декларации которых явно не соответствуют демонстрируемому в соцсетях образу жизни.

Мир становится все более прозрачным, а государственные органы все активнее используют современные технологии и ресурсы для сбора информации о своих гражданах. Поэтому в погоне за лайками нужно помнить, что вся выложенная в социальные сети информация может быть использована против вас.