Китай с 1 июля ввел экспортный контроль над широким ассортиментом продукции, которая может использоваться в военной промышленности и товарах двойного назначения. Такое решение 30 мая приняло Министерство торговли КНР.
В список попали оборудование, программное обеспечение, технологии, запчасти, комплектующие, двигатели для авиации и космонавтики; все необходимое для производства газовых турбин; часть оборудования и софта для литейной и металлургической промышленности; любая проектная и технологическая документация для этих отраслей. Теперь для экспорта этой продукции нужно разрешение министерства коммерции (например, для авиации и космонавтики), либо лицензия на экспорт товаров двойного назначения (например, для оборудования и технологий производства жаропрочных сплавов).
Новые требования вводятся для всех экспортеров, но они уже затруднили доставку в Россию промышленного оборудования и техники, жалуются российские импортеры. Некоторые из них уже столкнулись из-за этого с проблемами.
«Первое, что отразится практически на всех поставках в Россию, — это затягивание сроков. Теперь гораздо больше грузов будут досматриваться таможенниками», — рассказывает импортер промышленного оборудования. Раньше у него досматривали «хорошо если один контейнер из 50», а на этой неделе досмотрели абсолютно все контейнеры, хотя в них находились товары, не попадающие в список для контроля. Больше досмотров — больше документов и нагрузки на таможенников, дольше оформление, соглашается другой импортер, он поставляет в Россию изделия из металла. Все задержки и дополнительные расходы повысят стоимость доставки грузов и их цены.
Кроме того, досмотры ставят под угрозу серые и черные схемы поставок — когда под видом одной продукции декларируется другая — например, запчасти к самолетам едут как пластиковые тазики или вообще не декларируется часть груза, говорит собеседник VPost: «Признаем честно — по кривым схемам в Россию сейчас въезжает огромный объем импорта, и если эти схемы сломаются, мы многого лишимся или будем платить больше».
Некоторые внешнеторговые компании надеются, что встреча Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином на саммите ШОС позволит решить эту проблему в поставках. Но менеджер логистической компании напоминает, как не оправдались надежды на то, что их предыдущая встреча (в середине мая Путин посетил Пекин) поможет решить проблемы с расчетами за китайские товары: проблема обсуждалась, но после той встречи платить стало намного сложнее. «Как бы и тут такого не было», — опасается он.