Михаил
Оверченко
Елена
Виноградова

Чтобы пересадить мир на электромобили, нужно создать условия для их заправки и рассказать об этом. Поэтому компании словно начали соревноваться, чья заправка круче

В январе Shell открыла в лондонском районе Фулхэм пилотный центр заправки для электромобилей. На месте бензозаправки появились под деревянным навесом точки скоростной зарядки, зона отдыха с бесплатным Wi-Fi, кафе и супермаркет Waitrose.

«Мы хотим использовать такие зарядные центры, чтобы показать местным жителям, что они могут всегда легко зарядить свой электромобиль, но также и что такие станции — привлекательное место для встреч», — сказала The Wall Street Journal Танназ Бэнисадр, генеральный менеджер по электрозаправочным решениям Shell.

Компании и работающие с ними некоммерческие организации, занимающиеся продвижением электротранспорта, придумывают яркие, оригинальные решения. Цель — не только создать удобную среду для тех, кто уже пересел на электромобиль, но, главное, — показать тем, кто этого еще не сделал, что грядет новая эпоха, в которой у них не будет проблем с поиском места для подзарядки. Водители, которые не видят электрозаправок в своем или ближайших районах, с меньшей вероятностью решат купить электромобиль, говорит Джоэль Левин, исполнительный директор некоммерческой организации Plug In America, поэтому и нужно привлекательное, бросающееся в глаза оформление.

Зарядку в каждый дом

Пункты зарядки действительно остро необходимы, ведь рынок электромобилей стремительно растет. Если в 2019 г. доля электромобилей в мировых продажах составила 2,6%, то в 2020 г. — 4,3%, а в 2021 г. — 7,2%, по подсчетам Bloomberg New Energy Finance (BloombergNEF).

Если в натуральном выражении мировым лидером является Китай, то по доле рынка — Европа: там, по предварительной оценке S& P, доля электромобилей и подзаряжаемых гибридов в общих продажах новых машин в 2021 г. может быть близка к 20%.

Если сейчас по европейским дорогам бегает менее 5 млн электромобилей, то к 2030 г. их будет 65 млн, а к 2035 г. ожидается 130 млн, говорится в свежем отчете EY и профессиональной ассоциации участников электрической промышленности Eurelectric. Это создает необходимость стремительно развивать сектор электрозаправок, но также — разрабатывать новые подходы к управлению электросетями, ведь потребление электричества для зарядки машин будет расти на 30% в год, и оно увеличиться более чем на 200 ТВт ч к концу десятилетия.

Такие расчеты основаны на другой оценке EY и Eurelectric: чтобы обеспечить новое поколение машин энергией, к 2035 г. Европе потребуется не менее 65 млн точек заправки автобусов, легковых и грузовых автомобилей, из которых более 9 млн будут в общественных местах. Сейчас EY и Eurelectric оценивают число последних в 374 000, BloombergNEF — в 445 000. На их строительство потребуется $62 млрд, а еще $72 млрд — на установку заправочных блоков в жилых домах: на них, говорится в отчете, будет приходиться около 85% всех электрозаправок.

На установку 400 000 электрозаправок нам потребовалось 10 лет. Теперь нужно каждый год добавлять по 500 000 до 2030 г. и по 1 млн – в 2030-2035 гг.

Серж Колле
глобальный директор по электроэнергетическому и коммунальному секторам EY

Электрификация всего авторынка

В США президент Джо Байден в прошлом году поставил цель, чтобы в 2030 г. машины без выбросов составляли половину продаж. По закону об инвестициях в инфраструктуру на строительство 500 000 электрозаправок выделено $7,5 млрд. Правда, вашингтонский аналитический центр Atlas Public Policy оценивает необходимые для этого инвестиции в $39 млрд, а консалтинговая компания AlixPartners — в $30-50 млрд (необходимо и участие частного сектора, указывают эксперты). Пока же $5 млрд из выделенных бюджетных средств пойдут на заправочные «коридоры» вдоль федеральных автомагистралей, деньги начнут выделяться уже в сентябре. Их доступность и видимость для водителей в пути станут ключевым фактором поддержки процесса перехода на электромобили, считает партнер PwC Акшай Сингх.

Electrify America, дочерняя компания американского подразделения Volkswagen, каждую электрозаправку делает так, чтобы ее можно было легко увидеть и опознать: они подсвечены зеленым неоновым светом и расположены в заметных местах вдоль шоссе. Одна из самых больших станций Electrify America открылась в ноябре у торгового центра Westfield Valley Fair в Санта-Кларе, шт. Калифорния: 14 пунктов быстрой зарядки расположены под навесом, покрытым солнечными панелями. Ожидая, водители могут заказать еду из ресторанов центра.

Задача создания зарядной инфраструктуры многопланова. Например, надо преодолеть гигантский разрыв между региональными лидерами и отстающими. Так, в Европе больше всего электрозаправок в Нидерландах (47,5 на 100 км дорог), а в Польше, площадь которой больше в восемь раз, — 1 зарядка на 250 км.

Кроме того, встает вопрос перегрузки в электросетях, если одновременная зарядка множества автомобилей будет совпадать с пиковым периодом потребления, указывает EY. Пиковая нагрузка может вырастать на 21-90%, показывают ее расчеты: например, вдоль автомагистралей с большим количеством станций или вечером, когда вернувшиеся с работы люди начнут подзаряжать машины и одновременно — включать свет и электроприборы дома. Решение этой проблемы потребует новых подходов — от стимулирования (например, с помощью тарифов) заряжать машину в непиковое время до развития интеллектуальных энергосистем и подключения зарядок к общей сети для «забирания» мощностей из аккумуляторов электромобилей (возможно, с оплатой владельцам) с целью сглаживания нагрузок.

Наш маленький рынок

Перед Россией такие проблемы встанут, видимо, еще не скоро: рынок электромобилей у нас пока в зачаточном состоянии. В прошлом году россияне купили 2254 новых электромобиля, что в 3,1 раза больше, чем в 2020 г., и 9070 подержанных (рост почти на 70%), по данным агентства «Автостат». Если лидерами среди новых стали марки Tesla и Porsche (на них пришлось около трети и четверти продаж соответственно), то среди электромобилей с пробегом чаще всего покупают Nissan Leaf— и больше всего сделок приходится на Дальний Восток, отмечают эксперты агентства.

К середине 2021 г. в стране было зарегистрировано примерно 12 000 электромобилей, подсчитал «Автостат». Из них около 2000 — в Москве, по данным департамента транспорта столицы. В городе работает 121 зарядная станция, из них около 50 — городские современные станции, входящие в проект «Энергия Москвы», остальные — других форматов, сообщается на портале «Транспорт Москвы». Зарядные пункты появляются в торговых центрах, например, «Капитолии» и «Ривьере».

О внешнем виде электрозаправок, которые могли бы служить рекламой электромобилей, пока особо не заботятся. Но в планах московского правительства — установить 600 современных станций к 2023 г.

На Москву приходится почти четверть общедоступных станций для зарядки электромобилей в 100 крупнейших городах страны, где, по подсчетам аналитиков геосервиса 2ГИС, к ноябрю 2021 г. было 529 заправок (68% по сравнению с началом года).