VPost-media
Редакция

Рост цен на одежду — мировой тренд даже без учета санкций, только за время эпидемии коронавируса ткани подорожали на 15%, а сама одежда, по оценке «Infoline-аналитики», — как минимум на 20%. Примерно так же, по оценке ритейлеров, должны были вырасти цены и в 2022 году.

Как дорожала одежда

Начало военных действий на Украине сильно подстегнуло этот рост. Как признавались VPost участники рынка, в феврале–марте 2022 года, когда курс рубля упал, международные компании начали останавливать импорт товаров в Россию, а годами налаженные логистические маршруты рассыпались из-за санкций, скачки цен на импортную продукцию в закупках доходили до 80-100%, и себестоимость единицы изделия у российских производителей тоже подскакивала раза в два.

Потом курс стабилизировался, и доллар стал стоить даже дешевле, чем в прошлом году. Некоторые крупные ритейлеры, ввозящие продукцию из-за границы, стали снижать взлетевшие весной цены. Например, представитель компании Shopping Live рассказывал VPost, что стоимость на многие вещи в осенне-зимних коллекциях, привезенные компанией из Италии, Франции, Турции и Китая, в рознице даже ниже уровня 2021 года — за счет больших закупок и умелой работы логистов.

Правда, представители росийских дизайнеров признавали, что обойтись без повышения цен не смогут. Бренд Ro.ko.ko еще в начале лета прогнозировал рост цен на 20-30%, бренд Оксаны Лавреньевой Ololol — на 30%, а Emka — на 35-40%.

В конце октябре большинство опрошенных VPost дизайнеров и экспертов сошлись в том, что повышение прошло по верхней границе прогноза. Инна Апроян, продюсер и организатор Sochi Fashion Week, оценивает средний рост цен в 30-40% и предполагает, что до конца года они еще подрастут. С ней согласна креативный директор NOEL и NOEL Kids Ирина Пожидаева. По ее оценке, так вынуждены были поднять цены компании, столкнувшиеся с ростом производственных издержек, прежде всего — расходов на доставку. Некоторые бренды решили в этих условиях поменять позиционирования и уйти в премиум сегмент, и это позволило поднят им цены до 50%, добавляет она. Например, так поступил бренд 12 Storeez. «Они прямо и публично объявили, что будут гораздо меньше по объёму выпускать, но теперь делают больший упор на используемые качество тканей и фурнитуру, что вызовет увеличение себестоимости товара, а соответственно, и розничной цены», — напоминает Карпенко. Получить комментарий в 12 Storeez не удалось.

По данным Росстата, цены на одежду и белье в стране за первые девять месяцев 2022 года в целом выросли на 9,74% по сравнению с тем же периодом 2021 года.

Почему дорожала одежда

Российская легкая промышленность сильно зависит от поставок сырья из-за рубежа, пока ей приходится импортировать практически все ткани — от хлопковых до синтетических из Италии, Португалии, Кореи, Турции и Китая, объясняет Инна Апроян.

Достойных тканей в нужных объемах в России не производят, поэтому страна импортирует ткани, а также фурнитуру из-за рубежа соглашается вице-президент Ассоциации текстильщиков России Ольга Драгунова. Таким образом, логистика — фактор, который наиболее чувствительно сказывается на розничной цене одежды, продолжает она. Так что диапазон рост цен зависит от того, откуда едет сырье, и он уже составил в этом году 15% до 30%, заключает Драгунова.

Основной санкционный удар пришелся на российские компании, работающих в сегменте люкс и премиум, говорит Ирина Карпенко — основатель и модельер российского бренда одежды Irina Karpenko. «Эти производители закупались в Европе, во Франции и Италии, и санкции осложнили процесс поставок необходимых материалов, что сделало их заметно дороже», — сетует она.

Ввоз тех же итальянских тканей и фурнитуры через третьи страны — ОАЭ, Турцию или Казахстан сам по себе увеличивает стоимость конечного продукта на 10-20% в зависимости от длины пути, объема и стоимости закупки, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Те, кто закупал ткани и фурнитуру в Китае, пострадали не так сильно — логистика подорожала меньше, новых поставщиков и маршрутов для поставок искать не пришлось, продолжает Карпенко.

В Китае есть отличные ткани и фурнитура, говорит Карпенко, проблема в том, что они и на внутреннем рынке подорожали.

«С фурнитурой сейчас особенно непросто, — беспокоится она. — Спрос на нее за летние месяцы превысил предложение, из-за чего сформировался дефицит. Склады поставщиков заметно опустели, а новые поставки идут с задержкой».

Дизайнерам приходится повышать цены и из-за роста расходов на пошив изделий в России, продолжает Карпенко. «Вокруг все подорожало, предметы быта поднялись в цене и соответственно производства и ателье подняли цены на услуги своих специалистов, что отражается на розничной цене изделий», — говорит дизайнер. Так что российский пошив по-прежнему обходится брендам дороже заграничного, и если премиальные бренды могут себе это позволить, то массовому сегменту точно выгоднее ввозить одежду, сшитую по аутсорсу в Китае, Корее, Киргизии и Турции, чем производить одежду в России, признается она.

Как удержать цены

Основная часть производителей занята поиском более доступных по цене аналогов тканей и фурнитуры, рассказывает Карпенко.

«Бренды исследуют продавцов тканей и производство в Узбекистане, изучают новые возможности закупок и логистики. Также активно организуют бизнес-туры в Турцию для знакомства с производствами и новыми поставщиками тканей. С Китаем и Киргизией российские бренды сотрудничают уже давно, а сейчас это сотрудничество будет укрепляться и расти», — прогнозирует она.

Импортозамещение в легкой промышленности идет, но дело это не быстрое, так что снизить цены за счет него прямо сейчас вряд ли получится, признает Апроян.

Что пытаются импортозаместить в России

В 1970-х гг. СССР входил в тройку крупнейших производителей хлопка в мире, а сейчас Россия импортирует хлопок из бывших среднеазиатских республик союза. В Ставрополье уже более трех лет пытаются возродить производство хлопка, но пока смогли собрать лишь несколько десятков тонн сырья, на все нужно время, рассказывает Апроян. В 2020 году в городе Узловая Тульской области открылось первое в стране производство полного цикла трикотажной синтетики, которую можно использовать для пошива спортивной и домашней одежды, продолжает она.

Хлопковые ткани вполне можно закупать у дружественно настроенных соседей — Узбекистана и Туркмении, где есть современные производства полного цикла, возражает Драгунова.

«Новые фабрики в Туркмении работают на новейшем оборудовании, которого даже в Италии нет», — приводит она пример. В России же разумнее инвестировать в возрождение производства льна. «Эта культура растет у нас. Льняное волокно имеет широкий спектр применения и прекрасно ведет себя в смесовых тканях. Но в это, разумеется, нужно вкладывать деньги. И не на уровне институтской лаборатории, а на уровне государственной программы для производств, направленной на развитие этой индустрии», — утверждает она. Нужно развивать в России и производство натуральной шерстяной пряжи – это рентабельная тема для стартапа, пока объемы производства пряжи не могут закрыть внутренние потребности, продолжает Драгунова. Сейчас же Россия активно закупает сукно за границей.

Удержать цены на прежнем уровне или близко к нему сумели прежде всего те, кто масштабирует производство, отмечает Пожидаева из NOEL. С ней согласна и Карпенко.

Драгунова считает, что этот путь доступен для многих российских дизайнеров. После ухода из России многих зарубежных брендов единстенный способ пополнить гардероб — это одежда российских дизайнеров, соответственно спрос на нее вырастет и это позволит увеличить объемы производства, считает она.

«Соответственно, они смогут экономить. Чем больше единиц одного товара производит бренд, тем меньше он за это платит, и, тем дешевле этот товар стоит для потребителя», — согласна Апроян.

После начала специальной военной операции в феврале в общей сложности более 100 международных брендов, в том числе крупнейшие — Inditex (Zara, Massimo Dutti и др.), H&M, Uniqlo и Adidas –приостановили работу в России или приняли решение уйти, предложение одежды и обуви сократилось на треть, подсчитали в Fashion Consulting Group (FCG)

«Покупательная способность восстанавливается, и я верю, что Россия станет уверенным производителем качественных товаров и мы будем еще больше гордиться нашей легкой промышленностью», — говорит Апроян.

Однако прямо сейчас спрос на одежду не такой высокий, как хотелось бы, сожалеет дизайнер Игорь Гуляев. В 2022 году примерно половина респондентов планировала сократить расходы на нее, показывало совместного исследования СДЭК и I Am Studio. По данным FCG, продажи одежды, обуви и аксессуаров упали на 40,5% с февраля по середину августа 2022 г. «У людей стало меньше денег. Поэтому к примеру, наш бренд делает всевозможные скидки на имеющиеся коллекции и создает новую, более коммерческую коллекцию. Мы пытаемся найти выход из сложившейся ситуации и повышением цен этого точно никак не добиться», — заключает Гуляев.