Китайские банки отказываются принимать платежи за товары, перевозимые из Приморья по железной дороге
Задача оплатить поставку из Китая товара, даже не похожего на санкционный, продолжает усложняться. Российские импортеры не зря опасались, что недавние требования китайских банков раскрыть информацию о маршрутах поставок приведут к новым отказам принимать деньги из России. Тогда импортеры признавались, что ждут из-за этого новых проблем. И они случились.
«На днях из Bank of China пришел отказ в приеме платежа за партию пластиковых хозяйственных товаров из-за того, что в маршруте была указана перевозка через Забайкальск в Подмосковье по ж/д компанией "Трансконтейнер"», — говорит один из импортеров. Об отказах по той же причине VPost рассказали два его коллеги. Один пытался платить поставщику на счет в Agricultural Bank of China за промышленное оборудование, а второй — через China Construction Bank за детскую одежду китайского производства.
«Можно, конечно, пытаться везти морем, но это огромные дополнительные расходы на изменение маршрута, ведь контейнер уже на станции на границе с Россией, готов к отправке. Отправка через Казахстан — тоже дополнительные расходы и время», — жалуется покупатель хозтоваров. «А мы не можем отправить через Казахстан, они с подозрением относятся к продукции, близкой к санкционной, так что остается только перевалка на морской маршрут — это, по нашим подсчетам, будет чуть ли не плюс 50% к цене за то, что туда-сюда возить контейнер будем — обратно в Китай, потом морем во Владивосток или сразу в Санкт-Петербург», — говорит покупатель оборудования.
«Трансконтейнер», бывшая дочка РЖД (сейчас он входит в группу компаний «Дело»), — крупнейший российский железнодорожный контейнерный оператор с парком из более чем 140 000 контейнеров и 40 000 железнодорожных платформ для их перевозки. Чтобы грузы из Китая можно было напрямую доставлять по железной дороге, «Трансконтейнер» построил современный терминал в Забайкальске. Но санкции все испортили.
В конце февраля США включили компанию в самый жесткий санкционный список (SDN). Туда же попал и современный российский морской контейнерный терминал в Приморье — ВСК, входящий в Global Ports, после чего туда отказался заходить крупный южнокорейский перевозчик Sinokor. По мнению Госдепартамента США, оба логистических оператора были связаны с российским ВПК и замешаны в поставках боеприпасов из Северной Кореи.
Серьезные проблемы с перечислением денег в Китай в долларах и юанях продолжаются с февраля, когда США пригрозили вторичными санкциями банкам, помогающим России обходить санкции. Сейчас, судя по оценкам логистических компаний и банков, отправляющих переводы в Китай, благополучно доходит до получателей лишь около 20% прямых переводов. В большинстве случаев деньги месяцами «висят» в китайских банках, которые требуют от отправителей и получателей все больше информации о назначении платежа.
Многие российские компании перешли на платежи с помощью агентов через третьи страны, но это сильно увеличивает стоимость товара — на 5–20% в зависимости от сложности цепочки. Поэтому многие ищут способы все-таки заплатить напрямую в Китай из российских банков.
В марте китайские банки начали запрашивать у таких плательщиков таможенный код товара (ТН ВЭД), чтобы понять, какая продукция оплачивается, потом — подробную информацию о покупателях товаров и гарантии, что конечный потребитель не будет связан с санкционными секторами, компаниями и лицами. В апреле к этому добавилось требование раскрыть весь маршрут транспортировки, включая данные перевозчика, рассказали VPost несколько импортеров, получившие такие запросы. По их словам, особенно интересуется этим государственный Bank of China. При этом постоянно появляются новые запросы и требования.
«Совсем свежее — буквально позавчера крупные банки стали запрашивать экспортные декларации на товар, — рассказывает сотрудник крупной внешнеторговой компании, — а это значит, придется ставить крест на всяких интересных возможностях пофантазировать и сообщить банку не совсем правильный код товара, не включенный санкционные списки».
Проблемы с платежами уже обрушили импорт в Россию. «Относительно слабая динамика импорта не соотносится с высокими показателями внутреннего спроса», — отметили руководители ЦБ, обсуждая ключевую ставку в конце апреля. Они предложили два возможных объяснения такому расхождению: импортеры не особо наращивали закупки, ожидая, как и ЦБ, что из-за высокой ключевой ставки спрос в начале года будет расти медленнее, либо дело все-таки в проблемах с платежами.
Опрос Центра по внешней торговле при Минпромторге (ЦВТ), посвященный проблемам российских компаний с импортом, показал, что 52% российских импортеров испытывали трудности с трансграничными расчетами в валюте в 2023 г. Это на 10 п. п. больше, чем в 2022 г. Китайский экспорт в Россию в пересчете на юани в апреле снизился на 10,8% в годовом выражении после падения на 13% в марте, показали китайские таможенные данные.