Самые популярные направления у студентов, прибегающих к образовательному кредиту с господдержкой, — юриспруденция (10% от всех заявок), экономика (7,9%), менеджмент (6,9%), лечебное дело (4,7%) и лингвистика (2,8%). В прошлом году Сбербанк выдал 25 750 таких кредитов, и если в 2011–2020 гг. суммарный портфель образовательного кредита составил 4,7 млрд рублей, то за один лишь 2021 год — 3,25 млрд руб. Это подтверждает тенденцию к резкому увеличению числа абитуриентов-заемщиков.
Одна из причин — экономическая нестабильность, вынуждающая семьи для подстраховки определять детей в престижные вузы на дорогие программы, чтобы обеспечить получение высокооплачиваемой профессии. Это утверждается в мониторинге качества приема российских вузов, опубликованном Высшей школой экономики.
Как раз для обучения в Вышке, по статистике Сбера, чаще всего и берут кредит абитуриенты (6,9% от всех заявок), тратятся также на РАНХиГС (5,1%), МГУ им. Ломоносова (3,4%), Российский университет дружбы народов (3,2%) и Санкт-Петербургский государственный университет (2,2%). По программе «Кредит на образование с господдержкой» Сбербанк работает уже с 628 вузами, и список все время растет: другие банки в государственной программе образовательного кредитования не участвуют.
Другая причина всплеска интереса к кредитованию: вузы перестали сдерживать цены на платное обучение — в 2020 году осталось, как было в 2019 году. Средний чек при оплате первого курса в 2021 году вырос на 10% по сравнению с 2020 годом. И даже это не сдерживает родителей, которым в пересчете становится выгоднее заплатить за высшее образование, нежели годами платить репетиторам, которые готовят школьников к поступлению на бюджет.
Почему кредит берут, в первую очередь, будущие юристы и экономисты, ведь на рынке который год наблюдается их переизбыток? Эксперты полагают, что семьи ориентируются на уровень зарплат, традиционно высокий для этих профессий. Создают ли вузы искусственный дефицит?
«В наших вузах очень мало бюджетных мест для юристов, управленцев и экономистов. Это те направления подготовки и специальности, на которых вузы зарабатывают. Даже с высокими баллами при условии жесткой конкуренции абитуриент может поступить на платное обучение, поэтому кредит с господдержкой становится популярен.
Как правило, более дорогие программы - более интересные, современные, на них много претендентов, поэтому они дороже. Они могут оказаться еще не вполне качественными, потому что, как правило, новая программа требует «доводки», кроме того, в последние годы сложно предсказать, как изменится рынок труда после пандемии. В США, например, были скандалы, когда дорогие частные колледжи не оправдывали свою рекламу, обещая абитуриентам, что если они дорого заплатят за учебу, то будут надежно трудоустроены.
Да, иногда выгоднее или проще заплатить за учёбу вузе, чем пробиваться на бюджетное и годами платить репетиторам. Однако это может расхолаживать в учебе детей, которые понимают, что долги за них будут выплачивать родители, поскольку для них это обычно более подъёмная сумма, чем для молодых специалистов. Впрочем, то же можно сказать о детях, которые поступают после тяжёлых занятий с репетиторами на бюджет. Залог карьеры – не только поступление, но и трудное обучение, требующее много сил, пусть и за счет образовательного кредита».
Всегда ли цена коррелирует с качеством подготовки? Оправдывает ли дорогая программа в вузе «с репутацией» ожидания и затраты родителей? Зависит от нескольких факторов.
«Возьмем МГУ. Одно дело – учиться на геолога, что относительно недорого, другое – на юристов, экономистов и так далее. Цена и конкурс заметно отличаются внутри вуза. Можно, конечно, усреднять, как сделала Высшая школа экономики в своем мониторинге, у них лидер по стоимости программ – МГИМО с программой за 600 тысяч в год, Вышка – 519 тысяч, МГУ – 411 тысяч, ВАВТ – 378 тысяч, Пироговка – 365 тысяч. Эта пятерка лидеров – вузы достаточно престижные, и здесь стоимость более-менее коррелирует с качеством.
Но правильнее смотреть по конкретной программе. Если говорить про академическое образование, про техническое, про физиков и математиков, тут вложения оправдаются с большей вероятностью. Если про юристов и экономистов, то набор часто зависит от платежеспособности тех, кого подкупает рейтинг вуза. В том же МГУ есть факультеты, которые полностью ориентируется на платный приём, типа Высшей школы бизнеса. Средние баллы зачисленных там смешные, ощущение, что берут всех, лишь бы платили соответственно.
Статистику тех, для кого фактор цены отходит на второй план, задирают товарищи, которые не смогли отправить детей учиться за границу из-за санкций и пандемии. Вряд ли основная часть населения вдруг решила затянуть пояса и вложить накопления в образование детей, это маловероятно в наших реалиях. Люди, которые вынужденно берут кредит на образование, не готовы переплачивать: просто надо дать ребенку образование любой ценой, а денег все меньше. Потому и закредитованность растет».