VPost-media
Редакция

Россияне сократили покупки потребительских товаров

Россияне затягивают пояса и, несмотря на официально растущие доходы, покупают все меньше товаров. Непродовольственные магазины в России теряют обороты, констатируют эксперты. Пути к восстановлению они не видят.

«Мы видим резкое замедление непродовольственной розницы в стране: в целом она семь кварталов подряд падает в реальном выражении, и три квартала она падает в номинальном выражении – если исключить маркетплейсы», – описал «масштаб бедствия» руководитель Центра финансовой аналитики Сбера Михаил Матовников.

По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения выросли за девять месяцев на 9,2% по сравнению с прошлым годом, а зарплаты на 3,8%. Оборот розничной торговли в реальных ценах был выше всего на 2,1%.

Из-за жесткой денежно-кредитной политики российский ритейл теряет покупателей и обороты, но замедление спроса происходит неравномерно и касается непродовольственной торговли, рассказал Матовников.  

Запасы растут

Номинальное падение за пределами маркетплейсов в третьем квартале составило в целом по России 7% к прошлому году, но в некоторых регионах достигло 25%, поделился он данными Сбера. В продовольственной рознице падения пока нет, она заметно замедляется: до нескольких процентов роста в реальном выражении.

Слабый спрос отражается в росте товарных запасов. Как подсчитал Росстат, за сентябрь они заметно выросли практически по всем видам непродовольственной продукции от одежды до мебели за исключением автомобилей, продажи которых подскочили в преддверии повышения утильсбора. Например, товарные запасы в одежде к началу октября выросли до 69 дней торговли с 51 дня месяцем ранее, обуви – до 68 дней с 54, а мобильных телефонов – до 72 с 55, холодильников – с 56 до 62, стройматериалов – с 55 до 60 дней.

В октябре, по данным «Платформы ОФД», обрабатывающей электронные чеки, число покупок электроники и одежды в России снизилось на 15-17% по сравнению с аналогичным периодом 2024 г.

Представители непродовольственных сетей и независимые эксперты подтверждают заметное снижение спроса и то, что особенно тяжело приходится торговцам одеждой. «Если на электронику и мебель был всплеск спроса в конце весны-начале лета, а продажи автомобилей пошли в рост с сентября, то у продавцов одежды ситуация с прошлого года идет только к худшему», – говорит консультант по коммерческой недвижимости. «Мало того, что россияне склонны экономить на тратах, так еще и погода им это позволяет – прошлая зима была теплой, а лето – нежарким, из-за чего новые коллекции распродавались хорошо если наполовину», – объясняет он.

В результате все практически все одежные сети сокращают число торговых точек, а некоторые вообще отказывают от офлайновой розницы, говорит консультант. «Перед этим сезоном даже новые коллекции толком не рекламировались, кампании запускали самые удачливые, либо оптимистичные, а остальные сократили все, что можно и перешли в режим выживания», – рассказывает владелец продакшн-компании, работающей с модными брендами. «Мы долго терпели, но рентабельность в этом году устойчиво в минусе, так что до конца года закрываем все магазины и надеемся на маркетплейсы и собственный интернет-магазин», – рассказал топ-менеджер российского бренда подростковой одежды, более 15 лет развивавшего собственную торговую сеть.

Спрос на электронику в России в течение года падал в среднем на 10–15% в рублях без учета инфляции, и четвертый квартал, традиционно показывающий лучшие продажи в году, вряд  ли скорректирует тенденцию, рассказывал гендиректор одного из крупнейших в стране дистрибьюторов электроники и бытовой техники Merlion (также владеет сетью магазинов «Ситилинк») Олег Фоменко: «Жирные годы бесконечного роста рынка электроники… прошли. Рынок изменился вслед за потребителем. Думаю, в электронике не стоит ждать роста в следующем году». На это дополнительно повлияет рост цен при введении технологического сбора с иностранной техники, к введению которого готовятся власти, отметил бизнесмен.

Дополнительно ударить по спросу может предполагаемый ввод промышленного сбора до 5000 руб. с каждой единицы техники. Он будет взиматься в товарных категориях с низкой долей отечественных производителей, а российские компании получат льготы по сбору. Сбор будет переложен в цены.

Аналитики Газпромбанка связывали слабый спрос на непродовольственные товары с переходом потребителей к сберегательной модели поведения. «Мы конкурируем с банками», – отмечал основатель сети магазинов электроники DNS Дмитрий Алексеев.

При этом в услугах и общепите замедления практически нет: эти сегменты продолжают расти темпами, сопоставимыми с ростом номинальных зарплат, то есть, на 15-16% к 2024 г., рассказал Матовников. «То есть, спрос сместился от покупки товаров к приобретению впечатлений, – заключает он. Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина называла рост «экономики впечатлений» долгосрочным трендом и одним из сдвигов в российской экономике. Люди экономят, но «заедают и запивают», объясняет рост общепита профессор МГУ Наталья Зубаревич.

Маркетплейсы наступают

Для непродовольственной розницы ситуация усугубляется тем, что покупатели не только мало тратят, но и все чаще предпочитают для этого маркетплейсы. Это долгосрочный тренд, считает Матовников, поэтому не стоит восстановления роста непродовольственной торговли в магазинах. Маркетплейсы увеличивают обороты примерно в 1,5 раза от года к году, и на них, по оценке Сбера, приходится около трети общих оборотов непродовольственной розницы в России, а в некоторых отдаленных регионах – уже 70%.

В целом, по оценкам Сбера, непродовольственные сети за два года сократили порядка 5% точек и около 10% персонала. «Маркетплейсы сожрали офлайн-розницу, досталось и онлайну», – добавляет Матовников, объясняя, что известные интернет-магазины последние годы испытывают те же трудности, что и офлайновые точки.

Так что в непродовольственной торговле стоит ждать консолидации рынка, полагает Матовников: выживут только самые сильные сетевые бренды, которые и сейчас растут на фоне общего снижения.

А вот экономика услуг и впечатлений продолжит быстро расти, прогнозирует он. Президент Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко называл салоны красоты, детские образовательные и развлекательные студии, кафе, бизнесы в сфере ремонта очевидными точками роста.