VPost-media
Редакция

Какие автомобили ввозят по параллельному импорту

Привезти автомобиль из Кореи, ОАЭ или Германии — один из самых популярных запросов в этом году, говорит сотрудник логистической компании. Но что и сколько везут?

Как это посчитать

Попытаться оценить масштаб параллельного автоимпорта можно, сравнив данные о продажах новых машин комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и аналитического агентства «Автостат». Первый ориентируется на данные о продажах, предоставленных дистрибуторами марки, то есть, представителями автоконцернов. Это белый импорт и производство в стране. Данные же «Автостата» основаны на сведениях о регистрациях новых автомобилей: он считает число первично выданных электронных паспортов транспортного средства.

Обе методики имеют свои дефекты. Минус статистики «Автостата» в том, что в нее попадают машины в возрасте до трех лет — таможня и ГИБДД считают их «новыми». Данные АЕБ не в точности соответствуют продажам за месяц. Во-первых, несколько брендов — Mercedes-Benz, BMW, Mini, Exeed — подают данные не ежемесячно, а раз в квартал, а один из нынешних лидеров рынка, китайский концерн Chery (он еще и владелец бренда Exeed) вообще не подает данные в АЕБ. Но главное: дистрибуторы могут засчитывать в продажи машины, которые они отгрузил дилерам.
Общие результаты в целом получаются схожие. Например, в октябре АЕБ оценила падение автомобильного рынка в 62,8% год-к-году, у «Автостата» получилось 63% (по данным АЕБ, продано 45 228 легковых и легких коммерческих автомобиля, «Автостата» — 43 308 легковых). Однако по отдельным маркам данные зашумляются.

Что получается

Тем не менее главный вывод можно сделать: самые популярные для параллельного ввоза марки — Toyota, Kia, Hyundai и Mitsubishi, утверждают опрошенные VPost участники автомобильного рынка. Такие же данные у «Автостата». Разница между официальными продажами дистрибьютора и количеством поставленных на учет автомобилей, как минимум в случае с Toyota и Mitsubishi, у которых не было больших запасов автомобилей в России, дает представление об объеме параллельного импорта, единодушны представители «Автостата», автоконцернов и дилерских компаний.

Он оказался невелик. За октябрь в России продано, по данным «Автостата», 1085 Toyota и 779 Mitsubishi, a по данным АЕБ только 128 и 70. То есть параллельный импорт этих марок можно оценить в 950 и 700 машин соответственно.

А вот, например, у Nissan было много машин на складе, которые до сих пор не распроданы, и делать вывод о параллельном импорте этих автомобилей сложно. В октябре их продано, по данным АЕБ, 1202 машины, а поставлено на учет, по «Автостату», только 400. Участники рынка объясняют разницу тем, что значительную часть поставок продолжали выкупать дилеры. Аналогичная ситуация у Kia и Hyundai: по данным «Автостата», за октябрь Kia продала 2738 автомобилей, а по версии АЕБ ― 3333, а Hyundai — 2720 и 1840 соответственно.

Toyota и Mitsubishi удобно ввозить в Россию по популярным маршрутам — через порты Дальнего Востока или Казахстан. К тому же люксовые внедорожники Toyota и Mitsubishi — одни из самых популярных для параллельного импорта машин, подтверждает сотрудник логистической компании.

Корейские производители, хоть и остановили производство в России, лояльно относятся к параллельному импорту, и даже сами завозят немного автомобилей из Кореи, рассказывает один из дилеров. Но это лишь маленький ручеек от прошлогодних потоков, напоминал гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Речь идет в лучшем случае о сотнях машин в месяц. В общей сложности параллельный импорт всех марок вряд ли превышает 10 000 машин в месяц. 80-тысячное сокращение по сравнению с прошлым годом это никак не компенсирует.