Bosch требует запретить торговцам и ремонтникам использование ее запчастей
Немецкая компания Robert Bosch GmbH в течение недели подала в российские арбитражные суды десяти регионов почти 50 исков к российским фирмам и предпринимателям о взыскании компенсации за незаконное использование товарных знаков.
Ответчики по ним — в основном индивидуальные предприниматели, но есть и несколько фирм, в том числе автосалоны и продавцы запчастей «Курс авто», «Авто-Левобережный», «Регион НСК», «Самара-Запчасти». С каждого из них Bosch требует 50 000 руб. и прекращения продажи запчастей под ее товарным знаком. Суды уже начали производство по нескольким из этих исков и назначили даты судебных заседаний.
Претензии Bosch вызваны продажей ее автомобильных расходников, ввезенных в Россию по параллельному импорту, рассказал VPost предприниматель-ответчик по иску немецкой компании. «Мы продаем сейчас всего с десяток разных наименований — закупаем у проверенного оптовика, который сам завозит оригиналы из Европы. Иначе комплектующие и запчасти этой марки сейчас не купить — Bosch еще прошлой весной остановила российские заводы и перестала их сюда возить».
До 2022 года Bosch была крупнейшим производителем запчастей в России из иностранных компаний. По данным платформы Aftermarket-Data, она занимала первое место на российском рынке автомобильных аккумуляторов с долей в 19%, второе — по ремням-роликам (16%) и тормозным дискам (8%), третье — по свечам зажигания (17%), автомобильным лампам (10%) и катушкам зажигания (8%) и т. д.
К середине марта прошлого года Bosch, как и большинство глобальных производителей автокомпонентов, перестала продавать свою продукцию в России, остановив производство и импорт. Цены на автозапчасти взлетели, срок их ожидания увеличился, и, хотя параллельный импорт удалось наладить, его объемов недостаточно, чтобы это исправить, признает Российский союз автостраховщиков (РСА, объединяет страховщиков ОСАГО). За год с середины марта 2022 г. запчасти подорожали в среднем на 19,5%, хотя за последние три месяца снизились на 6,4%. Но детали для популярных марок все равно дорожают (для «АвтоВАза» — на 4% за декабрь–март). Законодатели даже рассматривают возможность разрешить сервисам использовать для ремонта бывшие в употреблении запчасти.
Еще недавно Bosch без проблем выиграл бы подобные дела: российское законодательство приравнивает товар, ввезенный в страну без разрешения правообладателя, к контрафакту без каких-либо дополнительных доказательств. Но времена изменились, и теперь засудить неофициальных продавцов запчастей будет сложно, если только речь не идет о продаже очевидных подделок, сходятся во мнении опрошенные VPost юристы. Минпромторг включил товары для автомобилей под маркой Bosch в перечень продукции, разрешенной для параллельного импорта, напоминают они, а российские суды с этого года при рассмотрении дел о защите прав на товарные знаки в таких случаях массово отказывают правообладателям в компенсации, напоминают они. «Так что я бы рассматривал иски Bosch скорее как свидетельство того, что компании небезразличен российский рынок и она тут пытается как-то продолжать свою деятельность», — считает один из собеседников VPost.
Некоторые автопроизводители возвращаются в Россию. Как раз сегодня стало известно, что Mercedes возобновляет отгрузку запчастей.