VPost-media
Редакция

Toyota для него ввозились по заниженной цене, решили таможенники, но проиграли суд

Арбитражный суд Москвы защитил независимых импортеров, поставлявших иномарки «Газпрому», от претензий таможни, обнаружил VPost.

В январе ООО «Алтератива Груп», учрежденное, по данным «КонтурФокуса» год назад россиянином Антоном Поскониным (полным тезкой экс-главы «Оборонсервиса») и гражданином Китая Чжан Цэндуном, ввезла в Россию девять новых автомобилей 2022 года выпуска – шесть седанов Toyota Camry 2.5S Knight edition и три кроссовера Toyota RAV4 2.0L 4WD Fashion edition. Закупка прошла в ноябре, следует из данных электронной площадки Газпромбанка.

Это была тестовая партия для поставки автомобилей «Газпрому», указано в материалах суда. Автомобили были произведены в Китае для внутреннего рынка и поставлялись через Гонконг по «параллельному импорту». Это стандартная практика, уверяют менеджеры автоторговых компаний: сейчас практически все новые Toyota поставляются в Россию с китайских заводов.

После проверки декларации «Алтеративы» у таможенников возникли претензии к цене двух Toyota Camry: они были оценены немногим более чем 2,4 млн рублей каждая (в контракте была указана цена 241 000 юаней). Таможня сочла сумму заниженной и, основываясь на средней стоимости аналогичных машин, увеличила таможенную стоимость почти на 600 000 рублей, потребовав от импортера доплатить за две машины 222 648 руб. пошлин. Импортер заплатил, но потом пошел в суд. Связаться с «Алтеративой» не удалось, «Газпром» пока не ответил на запрос.

Суд решил, что раз в экспортной декларации, заверенной поставщиком, а также во внешнеторговом контракте, инвойсе, договоре страхования, указана именно такая цена, то оснований для повышения пошлины нет – цена на аналогичную продукцию таким основанием не является – и отменил решение таможни.

Оспорить параллельный импорт

Еще одной претензией таможенников было отсутствие у поставщика лицензионных разрешений производителя на ввоз Toyota. Тут суд отметил, что раз автомобили поставлялись «в соответствии с утвержденными правительством и Минпромторгом правилами «параллельного импорта», то такие документы не нужны.

Как показал проведенный VPost опрос компаний, продающих сейчас в России автомобили Toyota, в Китае Camry в такой комплектации с завода можно купить примерно от 260 000 юаней (в начале года это как раз было 2,7 млн руб., которые считала правильными таможня). «Но это ведь рыночные отношения – можно договориться и дешевле. С Китаем как раз проблема в том, что все по-разному договариваются и говорить о средней цене сложно», – объясняет один из импортеров. Разница между указанной в контракте и среднерыночной ценой (241 и 260 тысяч юаней) менее 8% и, если речь идет о тестовой партии для такого гиганта, как «Газпром», дисконт не выглядит вызывающе. В схемах с занижением таможенной стоимости при поставках через Кыргызстан разница между реальной и декларируемой стоимостью бывает двукратной.

Вообще же экономия на таможенных платежах – уже привычная схема для продавцов таких «параллельных» Toyota, выяснил VPost. Например, сейчас в московских автосалонах Toyota Camry 2.5S Knight edition из Китая можно заказать в среднем более, чем за 4 млн руб., если машину оформляют по полной стоимости, и за 3,6 млн руб., если таможенная стоимость была занижена. Но может сложиться ситуация, что придется доплатить, честно предупреждают продавцы. Некоторые даже вписывают в договор пункт о том, что не несут ответственности в случае каких-то претензий от госорганов и покупатель сам будет разбираться с ними. Другие предупреждает об этом устно.