VPost-media
Редакция

Китайские автомобили начали дешеветь из-за затоваривания рынка

Избыток китайских автомобилей привел к тому, что они начали дешеветь. Пока снижение цен происходит в основном в виде скидок, которые дают дилеры, но и производители начинают опускать их.

Запасы нераспроданных автомобилей на складах российских дистрибуторов и дилеров начали расти с конца прошлого года, признаются продавцы. Гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков оценивал количество завезенных, но нераспроданных автомобилей к началу 2024 года в 200 000 — при том, что в последние месяцы прошлого года продавалось по 100 000–130 000 новых автомобилей.

Пока объемы некритичные, но уже достаточные для того, чтобы производители и дилеры начали давать покупателям скидки. Например, на популярную модель кроссовера Haval Jolion в версии Elite официальной стоимостью в 2,4 млн рублей дилеры готовы предложить скидку 100 000 рублей и шины в подарок. А переднеприводный кроссовер Chery Tiggo Pro 7 Max в базовой версии Elite с 1,5-литровым бензиновым мотором корреспонденту The Moscow Times, представившемуся покупателем, предложили за 2,7 млн руб. Это на 120 000 руб. ниже розничной цены, рекомендованной производителем. Chery не стала снижать цену сразу на все модели, вместо этого покупателям в салонах предлагают скидки и подарки, рассказывает дилер марки: «Мы сами продаем Chery Tiggo в декабре и январе без дилерской наценки, чтобы „подчистить“ запасы и выкупить новые автомобили, приехавшие в Россию».

А вот Московский автомобильный завод в начале года снизил цены на «Москвич 6» (клон китайского кроссовера JAC) на 200 000 рублей. В результате комплектации «Комфорт» и «Бизнес» будут стоить соответственно от 2,4 и 2,6 млн рублей.

Последние пять лет автомобили почти непрерывно дорожали, и в результате средневзвешенная цена новой машины выросла почти вдвое, а подержанной — даже больше чем в два раза, сообщала Российская ассоциация автодилеров (РОАД). С 2021 года средняя цена нового автомобиля выросла почти на 45% — до 2,9 млн рублей, подсчитала РОАД. Но пик цен на новые автомобили был пройден в начале осени — когда средневзвешенная цена на новые автомобили была выше 3 млн руб., следует из данных ассоциации. Эксперты (например, Целиков) тогда не видели предпосылок для снижения цен — курс рубля был низким, а утилизационный сбор с августа — высоким (он вырос в 1,7–3,7 раза для юридических лиц).

Тем не менее с тех пор средняя цена снижается — пока не очень явно и не на все модели, но продавцы уже готовы торговаться. Повышение ключевой ставки ЦБ, а с ней и ставок по автокредитам оказалось больше, чем прогнозировали эксперты, кредиты стали менее доступными, что уменьшило платежеспособный спрос, считает президент РОАД Алексей Подщеколдин. По его словам, многие дилеры продавали в кредит каждый второй автомобиль. По данным Frank RG, средняя ставка по автокредитам перевалила за 20%.

Одновременно резко выросло предложение: китайские компании запланировали в этом году привезти в Россию более 1,1 млн легковых автомобилей. Еще более 0,5 млн собирались продать в этом году российские производители. Крупнейший из них, АвтоВАЗ, уже признал проблемы со спросом и допустил сокращение производственного плана на этот год. Теперь дилеры уговаривают китайцев умерить аппетиты, чтобы избежать затоваривания рынка.

Сейчас будет хорошее время для покупки автомобиля, но тяжелое — для автокредитования, дистрибуторов и дилеров: слабые компании будут уходить с рынка, полагает Подщеколдин. Ситуация на рынке новых автомобилей потянет за собой и вторичный рынок, уверен он и советует тем, кто собирается продать машину, поторопиться и сделать это, пока цены еще высоки.