Новая логистическая проблема: вслед за Владивостоком пробки в порту Астрахани
В порту Астрахани, куда через Каспий сейчас приходят суда с импортными грузами из Индии, большие заторы, суда выгружаются по 2-3 недели из-за загруженности портовой инфраструктуры и нехватки рабочих, рассказали VPost представители логистических компаний. Соответственно, в иранском Анзали, где должны загружаться суда, нет порожних контейнеров и контейнеровозов: все они ждут разгрузки в Астрахани.
«Ждем груз из Индии уже два месяца, так что сильно разочаровались в перспективах нового маршрута по доставке импорта из Индии через Иран», — рассказывает менеджер по ВЭД российской производственной компании. «Надо просто понимать, что понятия Индия и „быстро“ пока в принципе не совместимы», — советует, как избежать лишних разочарований, логист из другой компании, также уже больше месяца ожидающий доставки своих контейнеров по Каспию.
Через Новороссийск, а потом по российской железной дороге грузы из Индии едут быстрее, чем через Астрахань, но все равно доставка до Москвы занимает 30-35 дней, утверждают собеседники VPost. Но деваться некуда.
Во Владивостоке проблемы начались в октябре, а сейчас уже переросли в настоящий коллапс без каких-либо признаков улучшения, сходятся во мнении несколько специалистов транспортных компаний. С момента выхода судна до порта проходит 10-15 дней, но многие суда стоят на рейде в ожидании разгрузке по 10-25 дней, хотя еще в сентябре тратили на это в среднем по 5-7 дней, и еще от 10 дней до трех недель ждут погрузки на железную дорогу, так что мы ставим своим клиентам транзитный срок для грузов с Дальнего Востока в 60 дней, делится своими данными крупный грузоперевозчик.
Несколько судов стояли в ожидании разгрузки больше месяца. Особенно серьезные проблемы у больших контейнеровозов длиной более 150 м. Например, два таких судна — SL TWEETY 2209N, CERUS / 2210N китайских компаний, на каждом из которых по 2500 контейнеров с импортными грузами, прибывшие во Владивосток из Пусана в сентябре, до сих пор стоят на рейде во Владивостокском морской товарном порту (ВМТП), рассказали представители двух компаний, чьи грузы находятся на этих кораблях.
Оказалось, что два причала на ВМТП, пригодные для разгрузки судов такого класса, расписаны под суда компании Fesco, владеющей портом, и крупнейшего клиента — китайской компании Sinocor, на несколько месяцев вперед. Ускорить разгрузку нельзя, потому что в порту не хватает рабочих, особенно после мобилизации.
Порт так и не дал разрешения на выгрузку, и в середине октября владельцы контейнеровозов решили увести их обратно в Пусан, чтобы перегрузить контейнеры на суда поменьше и к концу ноября снова привезти их во Владивосток. Однако возникла проблема с документами: некоторые грузополучатели успели задекларировать свои грузы на таможне и теперь не могут получить разрешение на реэкспорт. «На таких судах перевозят грузы те, кому важна дешевая доставка, а сроки не горят, но сейчас превышены все разумные сроки ожидания. Уже понятно, что расходы на доставку вырастут в несколько раз, что поднимет цену продукции минимум на 10-15%, но, главное, мы пишем уже всем, кому можем, включая премьера Мишустина, но до сих пор не понимаем, когда будет закончена процедура реэкспорта», — рассказал один из владельцев контейнеров, застрявших на TWEETY.
Сейчас грузооператоры, по его словам, собирают с владельцев застрявших грузов информацию о критической важности импортируемой продукции, чтобы поскорее получить ответ от властей. На судне есть генераторы, радиаторы, тепловые пушки, которые очень нужны получателям.
История с этими контейнеровозами — самая печальная, но они не одни такие, говорит другой логист: уже несколько судов ушло из Владивостока в порт отправки — кто хочет перегрузиться, кто переждать предновогодний ажиотаж с доставками.