Елена
Виноградова

Как бизнес отвечает на геополитический удар по рублю

На ослабление рубля население может отреагировать ростом спроса: падающий рубль — сигнал о возможном росте цен и необходимости купить впрок, например, бытовую технику. Повышение цен неизбежно, считает гендиректор информационного агентства InfoLine Иван Федяков. Средний и мелкий бизнес уже закладывает курсовую разницу в стоимость товара.

Хотя пока данные, например «Сбериндекса», не фиксируют роста спроса на непродовольственные товары. «Существенных изменений в покупательском поведении мы не отмечаем с учётом того, что техника и так пользуется повышенным спросом перед праздниками 23 февраля и 8 марта», — говорит представитель «М.Видео-Эльдорадо». По его словам, «М.Видео» и «Эльдорадо» не планируют менять ценовую политику.

В магазинах бытовой техники, товаров для дома и гипермаркетах не заметно ажиотажа, полки заполнены, ценники остаются прежними, а продавцы уверяют, что не видят ничего необычного в поведении покупателей. Об этом же говорят и представители маркетплейсов Wildberries и Ozon. С момента падения рубля прошло еще слишком мало времени для того, чтобы проявился какой-то эффект, считают они.

На автомобили спрос тоже не растет, потому что и самих автомобилей нет в наличии, а цены на них растут второй год, едины во мнении сотрудники дилерских центров «Рольф», «Автомир» и «Атлант-М».

Продовольственные ритейлеры по итогам обсуждения с Федеральной антимонопольной службой и Минпромторгом могут до конца недели принять решение об ограничении наценок на ряд социально значимых продуктов, пообещал сегодня Минсельхоз в пресс-релизе об итогах заседания межведомственного штаба по стабилизации цен на продовольствие.

В дальнейшем цены вырастут, других вариантов нет, и, естественно, импортные товары подорожают в первую очередь, говорит Федяков. Сотрудник компании-поставщика импортных товаров для ремонта рассказал VPost, что крупные сети уже просили сделать повышение цен максимально плавным «чтобы было незаметно». «Пытаюсь им объяснить, что замаскировать повышение цен на 15% за месяц вряд ли возможно, но они настаивают», — жалуется он. Представители Obi и «Леруа Мерлен» на вопросы VPost не ответили.

«Денег у покупателей мало, крупные сети будут удерживать цены, но „середняки“ втихую уже недели три, с тех пор как начались резкие колебания курса рубля, поднимают цены», — рассказывает менеджер логистической компании, оформляющий поставки из Турции, Китая и других стран Дальнего Востока и Азии. «В итоге процентов пятнадцать на весь импорт и квази-импорт смело можете накидывать», — добавляет он.

Из-за геополитических рисков растет стоимость перевозок, рассказывает сотрудник другой логистической компании. В декабре 2021 г. контейнер из Шанхая во Владивосток с товаром на $25 000-30 000 стоил $11 000-11 500, а сейчас уже «улетает» за $12 500, объясняет он. Валюту импортеры покупают по новому курсу, поэтому, чтобы заплатить за новые партии товара и не допустить перебоев в поставках, им приходится уже имеющийся на складах товар, завезенный по более низкому курсу, продавать по более высоким ценам, объясняет он: «Если затихнешь и уменьшишь закупки, то упадешь по обороту, а это в среднесрочной перспективе — смерть для бизнеса, поэтому все, кто еще может, уже сейчас наращивают рублевую массу, повышая розничные цены». В перспективе вслед за мелким и средним бизнесом повышать цены начнут крупные ритейлеры, считает собеседник VPost.