Сейчас центры занятости тратят в среднем миллионы рублей на трудоустройство одного безработного
Минтруд разработал концепцию нового законопроекта «О занятости населения». Документ будет внесен в Думу осенью: чиновники решили осовременить работу с занятостью.
В концепции сказано, что каждый безработный при постановке на учет должен будет в обязательном порядке выполнять индивидуальный план поиска работы. Составлять план будут сотрудники службы занятости, и если отказаться от его исполнения, то есть риск лишиться пособия. Минтруд допускает и возможность оказания службами занятости платных услуг — сверх установленных законодательством.
«Идея привязки размера пособия к индивидуальной активности — здравая. Но она осмысленна только в том случае, если величина пособия значительна. Если пособие невелико, то человеку оно нужно лишь в крайнем случае, когда уже не остается никаких возможностей получения дохода. Когда говорят про активизацию индивидуальных усилий, то предполагается, что речь о пособии, на которое можно жить. Во многих странах Европы оно достигает тысячи евро. А в России величина пособия остается незначительной.
Предлагаемые нововведения во многом инновационные для России, соответствующие исследования у нас не проводились, остается апеллировать к опыту других стран и здравому смыслу авторов. Даже если идея здравая, детали имеют большое значение — размер пособия, условия доступа и выплаты, механизмы администрирования и т.п. Все это требует экспериментальной проверки и тонкой настройки».
Эксперт предостерегает: связь выплат с обязательствами по поиску работы может привести к тому, что показатель безработицы вообще потеряет смысл: «Наша низкая безработица — в значительной степени результат того, что пособие по безработице очень низкое. Повысите пособие — она, при прочих равных, вырастет. Но если сделаете выплату низкого пособия ещё более жесткой, обложите её дополнительными условиями — безработица устремится к нулю, потому что никто не будет обращаться в центры занятости».
Для самозанятых, работающих на цифровые платформы, и для тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера, законодатели обещают установить нормы оплаты, времени работы и отдыха. Также в законе будет описан их доступ к социальным гарантиям. Чтобы отслеживать соблюдение норм, создадут саморегулируемую организацию (СРО).
Это может способствовать монополии государства по трудоустройству самозанятых, поскольку приоритет обеспечения их заказчиками отдан платформе «Работа в России». Лейтмотив — регулирование заемного труда, предупреждает председатель общественного движения «Труд» Сергей Песков. Если службы занятости будут обеспечивать самозанятых заказами и направлять для выполнения работ к заказчикам по договорам предоставления персонала, то они же возьмут на себя полномочия работодателя.
По состоянию на сентябрь 2021 года Росстат оценивал количество неформально занятых в 14,5 млн человек, или 20,1% от общей численности занятых. Часть из них в случае обновления закона может перейти на «теневую сторону».
«Самозанятый работает сам на себя, его никто не нанимает. Почему за него кто-то должен решать, какие должны быть нормы труда? Доступ к социальным гарантиям, безусловно, актуален, но непонятно, как он может быть реализован. Если обязать самозанятых отчислять часть дохода на пенсию, на пособие, на временную нетрудоспособность, это может привести к тому, что люди начнут уходить в тень. Даже наемный работник, работая всю жизнь за высокую зарплату, не может накопить на достойную пенсию. Как на нее сможет накопить самозанятый с небольшими доходами? А если при этом вырастет стоимость работ, то сократится спрос на них. В результате самозанятые окажутся в проигрыше. Опять же нужны исследования, эксперименты и специальные расчеты».
В Минтруде также предлагают законодательно закрепить полномочия органов власти в сфере обеления рынка труда и ужесточить контроль за теневой занятостью. Еще в прошлом году министерство представило проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах: ожидалось, что будет создан реестр работодателей-нарушителей. Минфин предупреждал, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034 году потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год. По данным Росстата, в 2020 году серый фонд оплаты труда составил около 10,4 трлн рублей. Выросла ли теневая занятость за время пандемии?
«Реально теневую занятость подсчитать сложно, потому что само это понятие очень расплывчато. Думаю, что если она и выросла, то незначительно. От того, что человек зарегистрировался как самозанятый, у него социальные гарантии никаким образом не появляются, поэтому элементы неформальности всё равно остаются. Сам счет самозанятых отчасти лукавый — ведь в таком качестве регистрируются не только те, кто получает профессиональный доход, но и те, кто, например, сдают гараж, квартиру или дачу».
Сложно бороться с нелегальной занятостью, если нет точки отсчета.
«Какая она — никто не знает и пока знать не хочет. Службы занятости мертвы де факто более 20 лет. Структура реформе не поддаётся и будет сопротивляться до последнего. По сути, 95% стоящих на учёте в центрах занятости не нуждаются в поиске работы, они там вообще для другого. Честные данные — 50 трудоустройств в год на тысячу сотрудников центра занятости, в системе работает примерно 35 тысяч человек».
А центры занятости содержит налогоплательщик, напоминает Захаров:
«Средняя зарплата сотрудника центра занятости около 30 тысяч рублей, в Москве чуть больше. Умножим 30 тысяч на 12 месяцев на 1000 сотрудников и разделим на 50 трудоустроенных: получим 7 миллионов рублей с плюсом, не считая косвенных расходов на инфраструктуру, это ещё примерно столько же. Выходит, почти в 15 миллионов рублей обходится бюджету одно реальное трудоустройство безработного с помощью усреднённого центра занятости. Безработный, трудоустроенный таким образом, работает в среднем пару месяцев. Дальше запой и цикл повторяется».
На момент публикации статьи Минтруд не ответил на запрос VPost относительно рисков и перспектив предлагаемых в законопроекте новаций.