Организаторы школьного мероприятия обещали не допускать политической пропаганды
Необходимость критического мышления, особенно в кризисные времена, очевидна. Однако формат, в котором Минпросвещения доносит эту идею до школьников, вызывает тревогу у родителей. В утреннем эфире Российского движения школьников главный редактор мультимедийного исторического парка «Россия — моя история» Александр Мясников обстоятельно рассказал про украинский нацизм во время Второй мировой. «Всё это все осталось живо, — подчеркнул Мясников. — Бандеровская идеология нацизма перекочевала на государственном уровне в сегодняшнюю Украину. В Донецке и Луганске после 2014 года погибли 14 000 людей. „Азовцы“, нацисты, спокойно убивают детей».
Выступление сопровождалось фотографиями убитых школьников, похоронной процессии, могил. В чат посыпались гневные родительские отклики: «Это смотрят маленькие дети!». Тему закрыли, но запись остается в открытом доступе.
В том же эфире предприниматель в сфере информационных технологий и искусственного интеллекта Игорь Ашманов рассказал, откуда берутся фейки:
За последние несколько лет по периметру России – в Прибалтике, Польше, Грузии, на Украине – были созданы центры информационной войны, работающие под управлением США. Объявления о вакансиях виртуальных бойцов открыто публикуются на сайте Пентагона. Они работают под легендами. К этому подключились украинские арбитражники – люди, которые занимаются арбитражом трафика. Они покупают трафик со взломанных телефонов или аккаунтов, и продают тем, кому надо накрутить рекламу, в том числе, наркотиков. Те же люди создавали колл-центры, которые обманывают нас звонками от службы безопасности Сбербанка. Теперь они звонят матерям военнослужащих и говорят: “Ваш сын в плену, чтобы его вывезти через Польшу, переведите деньги”. Российские мобильные операторы продали им базы данных. Надеюсь, сейчас за это начнут сажать. А западные СМИ являются средством легитимизации украинских фейков, как и западные соцсети
На вопрос, почему государство не занимается разоблачениями, Ашманов ответил, что в этом мало толку. «Мало кто читает, людей не интересует правда. Им не это надо, им надо снять уровень тревоги, а непрерывное чтение новостей — это способ забыться. Это как запой, не помогает, а ухудшает самочувствие. Кроме того, у России просто нет аналогичных мощностей для опровержения цунами фейков».
Несогласованность чиновников в этом вопросе тоже вызывает тревогу. В методических материалах, подготовленных для открытого родительского собрания, наоборот, в качестве одного из способов отличить фейковую новость от правдивой названо наличие ее подтверждения или опровержения от официальных лиц и ведомств. «Официальные СМИ и ведомства регулярно выпускают опровержения фейков», — утверждается в методичке.
В качестве примера «дезинформации и паники на государственном уровне» методисты предлагают посмотреть фрагмент выступления украинского президента Владимира Зеленского, который говорит об операции на Змеином острове в Черном море.
«По заявлениям иностранных СМИ, 13 человек были убиты в ходе операции. Президент Украины заявил, что эти люди получат звание Героя Украины посмертно. Посмотрите, как первое лицо страны дезинформирует своих же граждан. На самом деле военные гарнизона добровольно сдались. При этом сдавшихся безопасно вывезли в Севастополь, предоставили еду и медицинскую помощь. И, по желанию военных, их доставили обратно на Родину. После чего на „незалежной“ умолчали о чудесном воскрешении героев, а фрагмент переговоров на острове Змеиный стал национальной гордостью», — такую речь по сценарию должны были произнести ведущие родительского собрания. Также предложено сделать акцент на том, что «манипуляция состраданием привела к верху циничности пропагандистских видеороликов, где главным объектом сочувствия становятся дети».
Методические материалы готовил Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. Одна из заявленных задач — помочь детям справиться с тревожностью после знакомства с новостями. В пресс-службе института на запрос VPost, существуют ли методики замера уровня тревожности среди школьников, и насколько регулярно проводятся замеры, ответили, что таких методик у них нет, и измерения не проводятся.
Подготовленные РАО специальные материалы включают в себя сценарии, презентации, видеоролики и инструкции к ведению урока. Минпросвещения рекомендует школам в регионах разместить их на своих ресурсах и взять в работу.
Отдельные регионы уже высказывают сомнение в целесообразности такого подхода. Директор Новосибирского городского открытого колледжа Сергей Чернышов инициировал внеочередное заседание Общественного совета при министерстве образования Новосибирской области. На своей странице в соцсети он пишет, что первоначальные формулировки минобра были другими — никакой политики, только предложения работать с тревожностью учащихся и не допустить политической пропаганды в школах. Однако присланная учителям повестка оказалась «гораздо более откровенна».
Школа/колледж/вуз - вне политики, и в школе не допускается политическая пропаганда, разжигающая ненависть по любому признаку - национальному, социальному, языковому (как того требует от нас ФЗ "Об образовании"). Запрещается просветительская деятельность "для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации". Этот принцип необходимо неукоснительно соблюдать – в том числе с использованием механизмов общественного контроля.
Эксперты рекомендуют проводить с детьми «уроки мира», а не «уроки конфликта».
Проводить прямую аналогию обстановки на Украине с фашизмом – значит, подставлять педагогов. Это им придется ломать мозг, как деликатнее донести тему до детей. Сократовский принцип гласит, что враг - тоже человек, любая смерть – ужасно, и проблема врага в том, что он заблуждается в отношении ключевых этических вещей. Жуть в том, что по большому счёту не только дети, но и взрослые воспринимают «войнушку» по-игровому.
Детям надо объяснять, что боевые действия можно начинать только тогда, когда исчерпаны все возможности восстановить справедливость, как ее понимают обе стороны, дипломатическим путём. И что сейчас любой ценой нужно прекратить огонь. И что мирное население, беженцев, нужно обязательно принять радушно, в том числе новичков в классах, понимая, из какой трудной ситуации они сюда пришли. Имеет смысл сделать упор на этом, нежели рассказывать про то, какой неприятель лживый. Ни в коем случае не показывать фотографии жертв.
Слово «в***» или «спецоперация» в разговорах с детьми лучше заменить на «конфликт», подросткам оно знакомо. Надо аккуратно донести до них, что в конфликтах дезинформация играет важную роль, она является дополнительным орудием, поэтому может поступать с любых сторон, а не в одностороннем порядке. Зеленский говорит неправду почему? Так же, как и Путин, когда сказал, что там нет наших срочников. Президентов тоже иногда неверно информируют. Поэтому, ребята, если вы всерьез хотите научиться отличать фейк от правды, проверьте как можно больше источников, сверьте информацию, сделайте свой вывод. Не судите по одному снимку.
Дети не должны потерять веру во взрослых. Есть взрослые, которые готовят переговоры, стараются открыть гуманитарные коридоры, есть волонтёры, молодежь, которые помогают. Вот про них нужно рассказывать, а не про вояк. У детей вояки, наоборот, романтизируются на фоне компьютерных игр. Нужны «уроки мира». Предыдущий открытый урок Минпросвещения назывался «защитники мира» - это такой же оксюморон, что и «миротворческие войска». Есть старый одесский анекдот: «Раввина спросили: ребе, скажи, будет ли война? Он ответил: войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется».
Проблема еще и в том, что глушат свободные СМИ, которые могут дать, по крайней мере, пусть не проукраинскую, не прозападную, но хоть какую-то палитру разных мнений, чтобы люди могли сами определиться. Детям остается самостоятельно анализировать источники информации и взрослеть, не доверяя единственной точке зрения, от кого бы она не исходила.