Борис
Сафронов

Но ущерб вырос, возвращать тоже удается меньше

В прошлом году количество операций без согласия клиентов снизилось на 15,3%, до 877 000, сообщил Центробанк. Он инициировал блокировку более 756 000 мошеннических телефонных номеров, что в четыре с лишним раза больше, чем в 2021 г. и максимум с начала такой работы в 2019 г. ЦБ рекомендовал банкам временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетом лицам, информация о которых содержится в базе ФинЦЕРТ Банка России — эти меры способствовали сокращению количества операций без согласия клиентов.

Несмотря на это, размер хищений вырос, признает ЦБ. Дистанционное обслуживание и переводы развиваются, а россияне все активнее пользуются ими (за год денежные переводы выросли на 39%). Ущерб от действий кибермошенников вырос на 4,2%, до 14,2 млрд руб. Чаще всего крадут деньги, оплачивая покупки в интернете (516 тысяч, ущерб — 2,55 млрд руб.). «Однако в прошлом году активность злоумышленников по этому направлению снизилась и перетекла в дистанционные банковские сервисы — мобильный и интернет-банкинг, — отмечает ЦБ. — Заполучив доступ к сервисам, мошенники могут не только похитить у человека средства на счете, но и оформить на него кредит. Именно поэтому больше всего потерь (9,3 млрд руб.) было в дистанционном банковском обслуживании». (Недаром ЦБ предлагает законодательно разрешить россиянам вводить самозапрет на кредиты: тогда банки будут автоматически отказывать в выдаче кредита и мошенники не смогут его получить, а человек сможет в любой момент этот запрет снять и взять кредит.)

Снизился и возврат похищенного: 618,4 млн руб., или 4,4% украденного. ЦБ объясняет это «высокой доли социальной инженерии» (например, почти половина случаев, когда мошенники смогли оплатить покупки в интернете, а всего доля таких операций составила 50,4% против 49,4% годом ранее): граждане самостоятельно переводят средства злоумышленникам или раскрывают банковские данные. Кроме того, в прошлом году мошенники стали активно использовать для хищения денег социальные сети и мобильные приложения, продолжает регулятор.

С февраля прошлого года он добился блокировки почти 2000 страниц в соцсетях и десятков мобильных приложений.

Финансовая грамотность людей явно не поспевает за стремительное развитие сервисов. Но опрос ЦБ (более 288 человек в ноябре) показал, что чаще всего обманывают вовсе не пожилых людей, как можно подумать по душераздирающим историям, а мужчин 25-44 лет со средним доходов и образованием, но активно пользующиеся банковскими онлайн-сервисами. Эта возрастная категория лидирует (возможно, они просто чаще отвечали Центробанку?): 37,4% попавших в ловушку. Далее следуют люди 45-64 лет (29%) и только потом пожилые: на долю людей 65 приходится 15,7% жертв обмана.

Большинство россиян на хитрости не ведутся. 58,2% опрошенных не сталкивались с мошенничеством, более половины столкнувшихся (всего — 31,8%) сказали, что хищения не произошло, у 3,5% (6% тех, кого пытались обмануть) все же не справились и у них украли деньги, а 6,5% не смогли ответить, сталкивались ли с мошенничеством или нет.