Власти разрешили использовать для перевозок машины, которые не нужны водителям
Поддержка отечественного автопрома дорого обойдется одному из его главных потребителей, рынку такси. Минпромторг опубликовал первичный перечень автомобилей, которые соответствуют требованиям закона о локализации такси: с марта таксопарки должны закупать только автомобили из списка. В нем более 20 моделей шести отечественных брендов – Lada, УАЗ, Sollers, Voyah, Evolute и «Москвич».
Сейчас в стране нужно менять около 80% таксопарка, но модели из списка Минпромторга отрасли мало интересны, их доля вряд ли превышает 20%, сообщили в одном из отраслевых объединений. Главная проблема — цена. Возникает вопрос доступности автомобилей — из представленного перечня лишь пять моделей стоят дешевле 1,5 млн рублей, сказала председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. «У нас в отрасли 70% таксопарков и предпринимателей предпочитают приобретать машины в пределах этой суммы. Вряд ли они смогут вложить больше и… часть из них точно уйдет с рынка, а значит, возникнет дефицит такси», – рассуждает руководитель крупного таксопарка.
По оценке аналитического центра при правительстве РФ, медианная цена нового автомобиля, поступающего в таксопарки, составляла 1,7 млн руб., а подержанного — около 800 тыс. До сих пор лишь треть автопарков использовали отечественные автомобили, больше всего моделей в такси – китайские и европейские. Судя по данным Международного Евразийского форума «Такси», из десяти самых популярных брендов такси в России в список Минпромторга попали только Lada.
В список вошли Lada Granta, Iskra, Vesta, Aura, Largus, внедорожники Niva Legend, Niva Travel, УАЗ «Патриот» и «Хантер»; премиальные седаны Voyah Free, Dream, Passion; минивэн Sollers SP7; электромобили Evolute I-PRO, I-JOY, I-SKY, I-JET, I-SPACE; «Москвич» 3, 3е, 6, 8.
Сотрудник другой отраслевой ассоциации напоминает данные «Автостата»: цена на Lada Granta с 2021 по 2025 год выросла на 70%, на Vesta и Largus — 85-86%. Он опасается, что ограничение конкуренции позволит «АвтоВАЗу» еще сильнее увеличить на них цену, а стимула улучшать качество не будет. Цены на новые автомобили, подходящие под требования закона, растет быстрее, чем на новые и подержанные иномарки, признавали эксперты Аналитического центра при правительстве.
РСПП предупреждал, что из-за закона о локализации такси отрасль могут покинуть 200 000 водителей, или пятая часть всех занятых в этой сфере. Они не смогут заменить машину на локализованные модели из-за их высокой стоимости и отсутствия доступных программ автокредитов и лизинга. А в исследовании Аналитического центра при правительства говорится, что работу после вступления закона в силу могут потерять более 500 тыс. водителей.
Зато новый закон, по мнению правительства, позволит отечественному автопрому продавать таксопаркам до 100 тыс. машин в год. В этом году продажи автомобилей падают, «АвтоВАЗ» сократил производственный план с 500 до примерно 300 тыс. машин и в конце сентября перешел на 4-дневную рабочую неделю.
«Модели Lada, занявшие треть списка, экономически не выгодны таксопаркам, Voyach – слишком дорогие для обычных тарифов, остаточная стоимость Evolute и «Москвича» вообще непонятна, возить пассажиров по городу на УАЗах и «Нивах» – издевательство над людьми. На чем же нам работать?», – возмущается руководитель еще одного таксопарка. Он надеется, что это только первый вариант списка, и он будет дополняться моделями, более удобными для эксплуатации в качестве такси.
Пока в списке нет моделей, которые собираются в России по специальным инвестиционным контрактам (СПИКам), хотя закон о локализации такси и допускает возможность их использования, отмечает менеджер. Это, например, Haval Jolion, который собирают на заводе под Тулой (цена от 1,79 млн рублей), седан BAIC U4 Plus («Автотор», от 1,39 млн). Обе модели наряду с Lada Granta и Vesta входят в число самых популярных среди новых автомобилей, поступающих в такси, сообщал Аналитический центр при правительстве. СПИК по ним были заключены раньше, чем того требует закон, но, согласно документу, в таких случаях автомобили могут быть допущены в перечень по решению правительства. В число популярных моделей также входит Geely Emgrand, но ее собирают в Беларуси на заводе «Белджи» (от 1,6 млн руб.).