VPost-media
Редакция

Несмотря на санкции, россияне снова покупают недвижимость в ЕС

Россияне, несмотря на санкции и настороженное отношение к «русским» деньгам, нашли обходные пути и снова активно покупают недвижимость в Европе.

На страны ЕС по итогам первого полугодия пришлось 35% от общего числа сделок россиян с зарубежной недвижимостью, подсчитало агентство Intermark Global (бывшее российское агентство международной сети Savills). В 2022 г. число сделок россиян в Европе резко сократилось из-за санкций, ужесточения иммиграционных программ, закрытия программ «золотых виз» и повышения требований к покупателям. Затем к этому добавились проблемы в расчетах: девелоперы и владельцы недвижимости в ЕС опасались принимать деньги от россиян, даже если тем удавалось перевести средства в европейские банки. Поэтому в 2023 г. сделок было еще меньше, а доля Европы в покупках россиянами зарубежной недвижимости составила всего 7%, сообщало Intermark. По итогам первых трех месяцев она была около 10%, и вот теперь уже более трети по итогам полугодия.

Этой зимой два состоятельных россиянина с кипрским гражданством рассказывали VPost, что жизнь в стране превратилось для них в серьезное испытание: банки отказывались зачислять на их счета любые средства, и даже платить за коммунальные услуги было проблемой, не говоря уже о покупке недвижимости.

Но постепенно продавцы осмелели: сейчас застройщики в странах ЕС снова проводят сделки с гражданами РФ, причем для оплаты многие принимают рубли, рассказывает управляющий партнер Intermark Global Ирина Мошева. Все больше клиентов-россиян оформляет ВНЖ в Евросоюзе как за инвестиции, так и на основании финансовой независимости, и в лидерах по популярности – Франция, Испания и Кипр, продолжает она. В двух российских агентствах зарубежной недвижимости VPost предложили на выбор около 30 квартир, апартаментов и вилл, за которые можно заплатить рублями: на Кипре, Италии, Франции, Испании, Венгрии, а также в не входящих в ЕС Черногории и Сербии. В Венгрии, недавно упростившей россиянам правила въезда и пребывания, сейчас продается в рублях довольно много коммерческой недвижимости – гостиницы, офисы, торговые помещения.

В некоторых случаях оплата идет на счета агентства в России — дальнейшие транзакции с собственником агенты берут на себя. Есть, например, варианты заплатить рублями за новостройку кипрскому девелоперу на счет в Турции и венгерскому девелоперу — на счет в Сербии, перечисляют риэлторы. «Сейчас довольно много вариантов перевести рубли прямо продавцу в Европу, гораздо проще, чем евро», – рассказал один из них. «На Кипре и в Испании посидели без наших покупателей два года и поняли, что больше так не хотят, поэтому сейчас дают на реализацию довольно много объектов», – говорит другой. Подробности схемы они согласились обсудить только при личном визите в агентства, получить комментарий Intermark по этому поводу не удалось.

Во многих других странах и регионах россияне сократили покупки. В целом за первые шесть месяцев продажи зарубежной недвижимости на 19% ниже, чем годом ранее. Мошева называет это стабилизацией: показатели возвращаются к нормальным рыночным значениям, а до этого два года рынок был перегрет ажиотажным спросом и каждый квартал бил рекорды.

Лидером по числу сделок остается Юго-Восточная Азия, на которую пришлось 40% всей приобретенной россиянами за полгода недвижимости. Чаще всего покупатели выбирали Таиланд (26% сделок) и Бали (13%), где привлекательные по сравнению с другими регионами цены, благоприятные для россиян правила пребывания и нет санкционных ограничений. 15% сделок пришлось на страны Ближнего Востока, прежде всего на ОАЭ, 7% – на Турцию.

Зато обрушился спрос на Карибы, где в прошлом году россияне совершили 20% сделок по недвижимости. Это связано с тем, что государства региона с этого года закрыли последние программы по выдаче россиянам паспортов в обмен на инвестиции. Теперь спрос рассредоточился по миру: география сделок гораздо шире, чем года назад — россияне покупают недвижимость в Катаре и Вьетнаме, на Камбодже и Маврикии. Они за последние два года набрались опыта, готовы рассматривать новые страны и делать покупки по всему миру, заключает Мошева.