Михаил
Оверченко

Чтобы он состоялся, выбросы углерода должны стоить дорого, и это скажется на ценах. Недаром появился термин «гринфляция»

Неожиданно высокая инфляция стала за последний год, возможно, главной экономической проблемой. Центробанки США, Великобритании, Канады, не говоря уже о денежных властях развивающихся стран, включая Россию, начали ужесточать денежную политику. Единства мнений относительно того, насколько устойчивым окажется инфляционное давление, нет, но многие экономисты считают: даже если в этом году темпы роста цен замедлятся, уровень инфляции будет выше, чем после кризиса 2008 г., когда в ведущих экономиках она не могла добраться до цели в 2%.

Придется подождать

Еще одним фактором инфляционного давления, причем долгосрочным, может стать зеленый переход. В экспертном сообществе сложился консенсус, что для успешного развития зеленых технологий необходима высокая углеродная цена. (Это может быть углеродный налог, торговля квотами на выбросы — ETS или регуляторный эквивалент углеродной цены, объясняла директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева.) В этом случае рыночный механизм перенаправит капитал в более чистые технологии и бизнесы, которые смогут предоставить альтернативные ресурсы, которые со временем станут более дешевыми.

Со временем. Но пока оно наступит, усилия стран по сокращению выбросов углекислого газа с помощью повышения углеродной цены способны подпитывать инфляцию, пишут аналитики Goldman Sachs во главе с главным экономистом Яном Хатциусом. Инвестиции в декарбонизацию приведут к росту цен и в России, считают в «ВТБ капитале».

Впрочем, другая команда аналитиков Goldman Sachs указывает, что удешевление чистых технологий уже сейчас оказывает дефляционное воздействие.

Дорогой углерод

Хатциус с коллегами посчитали, как повышение углеродной цены до $100/т к 2030 г. повлияет на инфляцию в США, Китае, Канаде и Германии. Наибольший ежегодный вклад в инфляцию оно внесет в Китае — 0,3 процентного пункта в первые три года, а в США — 0,25 п. п.

В Канаде и Германии углеродная цена уже существует — там воздействие на инфляцию будет ниже. В Канаде, например, действуют и углеродный налог, и ETS, в обоих случаях цена тонны выбросов составляла $32, говорилось в докладе Всемирного банка об углеродном ценообразовании, опубликованном в мае 2021 г. В Германии цена тонны в национальной системе торговли выбросами от топлива установлена на уровне €25 ($28,4 по текущему курсу) в 2021 г., затем будет ежегодно повышаться до €55 ($62,5) в 2025 г.

В США углеродная цена в виде ETS есть пока лишь в нескольких штатах, в Китае ETS для электроэнергетических компаний была запущена в прошлом июле (в дальнейшем планируется ее расширение на другие отрасли), цена там не превышает $10/т.

Пока «лишь 3,76% выбросов в мире покрываются углеродной ценой выше $40/т в СО2-эквиваленте (нижний уровень цен 2020 года, рекомендованный для достижения целей Парижского соглашения)», констатирует в докладе Всемирный банк. В целом же в мире средневзвешенная углеродная цена выросла с $2,2/т в 2020 г. до $4,5/т в 2021 г., писал в ноябре прошлого года Goldman Sachs в отчете «Карбономика».

Месть старой экономики

В зеленом переходе есть и другие инфляционные факторы, связанные не с новыми инструментами вроде углеродной цены, а со старыми — ценами на сами энергоносители, считает член совета управляющих Европейского центробанка Изабель Шнабель. Меры по борьбе с изменением климата и переходу от ископаемого топлива к низкоуглеродной экономике «представляют ощутимые риски превышения нашего базового прогноза по инфляции в среднесрочной перспективе», заявила она в субботу на конференции Американской финансовой ассоциации:

Если в прошлом цены на энергоносители зачастую падали так же быстро, как росли, то необходимость наладить борьбу с изменением климата может предполагать, что цены на ископаемое топливо должны не только оставаться на повышенном уровне, но даже продолжать расти, если мы хотим достичь целей Парижского соглашения.
 

В этом случае денежным властям придется менять политику; в частности, ЕЦБ — быстрее отказываться от стимулирующих мер, полагает Шнабель. Произойти это может при реализации одного из двух сценариев:

🔹 устойчиво высокие цены на энергоносители порождают у потребителей повышенные инфляционные ожидания и последовательный рост зарплат и цен, как в 1970-е гг. (но пока в еврозоне зарплатные требования остаются «относительно умеренными», по словам Шнабель);

🔹 меры по борьбе с изменением климата, такие как углеродный налог и компенсации бедным слоям населения за повышение цен на энергоносители, усиливают инфляционное давление (и последние исследования показывают, что это уже происходит).

Декарбонизация в пересчете на рубли

Проблема роста цен при зеленом переходе может быть актуальна и для России. «Капиталовложения в декарбонизацию содержат проинфляционную составляющую, — писали в конце 2021 г. аналитики „ВТБ капитала“ в отчете „ESG и декарбонизация. Цена декарбонизации для экономики России“. — По нашим оценкам, 40 лет этого процесса могут привести к повышению реальных цен на величину до 12% либо к соответствующему сокращению маржи [компаний]. Дороже всего обойдется декарбонизация потребления домохозяйств: самые высокие расходы в России связаны с переводом личного транспорта с двигателей внутреннего сгорания на электрическую тягу и c декарбонизацией коммунальных услуг».

В промышленности, по оценке «ВТБ капитала», наиболее существенное повышение цен, связанное с расходами на борьбу с выбросами CO2, ожидается в электроэнергетике (28% к нынешним ценам для конечных потребителей) и цементной промышленности (40%). А вот декарбонизация в нефтегазовой и горно-металлургической промышленности окажет минимальное давление на цены.

У страха глаза велики

Впрочем, пока оценки расходов на зеленый переход год от года снижаются. Развитие и удешевление технологий, финансовые инновации снизили ежегодные мировые расходы на переход к нулевым нетто-выбросам более чем на $1 трлн, писали в 2020 г. аналитики того же Goldman Sachs во главе с Мишелем Делла Винья, директором по рынку акций сырьевых компаний.

Первоначальную оценку затрат на декарбонизацию в размере $4,1 трлн они дали в 2019 г. в первом отчете «Карбономика: инновации, дефляция и доступная декарбонизация». К следующему году их оценка снизилась до $3 трлн. Например, снижение стоимости капитала для зеленых проектов обеспечило в 2010–2019 гг. треть дефляции издержек в секторе возобновляемой энергетики, указали аналитики Goldman Sachs.

В прошлом году они снизили оценку расходов еще на 12%. Этому помогли в том числе выросшие цены на углеводороды (нефть, газ, уголь), которые подстегнули инфляцию, но сделали технологии декарбонизации относительно более привлекательными. В ноябрьской «Карбономике» Goldman Sachs говорится:

Мы считаем, что «месть старой углеродной экономики» в этом году эффективнее стимулирует декарбонизацию, чем инновации в чистых технологиях.