VPost-media
Редакция

Продажи автомобилей побили рекорд накануне повышения утилизационного сбора

Продажи автомобилей в России предсказуемо взлетели накануне повышения утильсбора. За прошедшую неделю был установлен рекорд по количеству поставленных на учет новых легковых автомобилей, подсчитал «Автостат». По подсчетам ППК, совместного предприятия «Автостата» и АО «Электронный паспорт», с 23 по 29 сентября в стране продано 41 686 машин, что на 14% выше результата предыдущей недели, когда продажи тоже были высокими.  И на 8% больше, чем в рекордную для российского авторынка неделю по 6 марта 2022 года, когда россияне в панике скупали товары уходящих с рынка компаний, в том числе автомобили – тогда было реализовано 38 592 легковушек. Продажи новых легковых автомобилей в России резко упали после 2014 года, но тогда данные о недельных продажах не публиковались.

За минувшую неделю китайские Haval и Changan зафиксировали рекордные для себя продажи, а Lada впервые с 2022 г. перешагнула порог в 10 000 проданных за неделю автомобилей, отмечает «Автостат».

В конце сентября подскочили также продажи легких коммерческих автомобилей. Эксперты «Автостата» объясняют рост стремлением купить машину по старым ценам, до неизбежного повышения после назначенного на 1 октября резкого повышения ставок утильсбора для всех иномарок.

Несмотря на предупреждения экспертов и мольбы дилеров, утильсбор на все виды автомобилей вырастет не менее чем на 75%. Для новых автомобилей с двигателями объемом от одного до двух литров она вырастет с 300 600 рублей до 556 000 руб., а в 2025 году – до 667 000 рублей, на автомобили с пробегом повышении будет сильнее. Кроме того, будет заблокирован ввоз иномарок для личного пользования из стран Евразийского союза (ЕАЭС): право платить пониженный утильсбор получат, владельцы автомобилей, которые пробыли в стране, где были растаможены, не менее 12 месяцев.

Российским автопроизводителям, лоббировавшим повышение утильсбора из-за конкуренции с китайскими автоконцернами, сбор компенсируется из бюджета. Вплоть до 2030 г. ставка утильсбора будет ежегодно 1 января индексироваться на 10-20%. Чтобы успеть списать утильсбор на ввезенные в Россию автомобили по старым ставкам, надо подать документы до 15 октября.

Из-за повышения сбора цены на новые отечественные машины и подержанные иномарки к концу 2025 г. вырастут на 27-28%, а если, несмотря рост цен сохранится высокий спрос, – то на 55-57%, а на новые иномарки – на 10% и 20-25%, соответственно (они дороже, и вклад утильсбора будет ниже), оценивал экономист Дмитрий Полевой.

Неудивительно, что продажи всех видов автотехники – как новой, так и с пробегом, снижавшиеся с апреля, начали расти после первых новостей о повышении утильсбора. В августе достигли рекорда с начала 2022 г. в 148 330 штук – почти на 9% больше, чем в июле и на 35% больше, чем в прошлом году, сообщал «Автостат». В сентябре, по оценкам ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) продажи могут поставить новый рекорд в 155 000 автомобилей.

Продажи отличные, но это не очень радует, говорят опрошенные VPost дилеры. Они ждут обвала рынка уже в октябре, предсказывая, что цены очень быстро отреагируют на ситуацию: и подорожают как иномарки, так и отечественные автомобили, как новые, так и с пробегом. Какое-то время в продаже, вероятно, будут оставаться автомобили, ввезенные до повышения утильсбора. «На территории России создан достаточно массивный запас китайских машин — накопленного хватит как минимум до конца года, а может, и до конца первого квартала 2025-го», — говорил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. Поэтому «Автостат» пока не меняет прогноз продаж на этот год 1,5 млн новых автомобилей. Но ввезенные до дедлайна машины, скорее всего, тоже подорожают, раз ситуация позволяет.

«Отдельные сегменты рынка не живут в вакууме – если новые иномарки дорожают, все остальное подтянется за ними, и мы уже будем вспоминать средние цены за автомобиль в 3 млн рублей как хорошие времена», – беспокоится крупный дилер. По его мнению, планка стоимости бюджетного автомобиля может перешагнуть 4 млн рублей – а это значит, что машина опять превратиться в России в доступного средства передвижения в предмет роскоши. «Ждем значительного старения автопарка», – соглашается другой дилер.