Правительство внесло в Госдуму законопроект, который «уточняет» значение среднего уровня цены нефти Urals на мировых рынках для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и на дополнительный доход (НДД), сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пояснительную записку к документу. Правительство внесло эти поправки в Налоговый кодекс в Думу.
Если отклонение цены Urals (так, как сейчас считаются налоги и пошлины) от Brent (североморский датированный) превысит определенную величину, то платежи в бюджет будут взиматься, исходя не из фактической цены, а из установленной законом границы. Для апреля это отклонение от Brent будет $34 за баррель, для мая — минус $31, для июня — $28 и, наконец, для июля –$25. Такие изменения предлагается ввести и для соглашений о разделе продукции (СРП).
Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent позволит адаптироваться нефтяным компаниям к применению нового порядка расчёта налогов на базе котировок Urals, говорится в сообщении Минфина.
После введения европейского эмбарго и ценового потолка на российскую нефть (с 5 декабря) и нефтепродукты (5 февраля) котировки Urals рухнули. Ее средняя цена составила $50,47 в декабре и $49,48 в январе — при том, что Brent в среднем стоила дороже $80. Ставки налогов и экспортных пошлин привязаны к Urals, и нефтегазовые доходы бюджета рухнули вместе с ней: в январе Минфин недобрал более 100 млрд руб. (половина — из-за падения цен на нефть) и ожидает примерно такого же отклонения от целевого уровня в феврале. Центробанк в пятницу понизил прогноз среднего значения Urals на этот год с $70 до $55. Между тем, бюджет на этот год сверстан исходя из среднегодовой цены Urals $70,1.
Поэтому чиновники задумались об отвязке нефтегазовых доходов бюджета от Urals, тем более что в изменившихся условиях их релевантность стала вызывать большие сомнения. Минфин рассматривал привязку нефтяного налогообложения к Brent с дисконтом или к Dubai Crude, но выбрал первое.
Власти рассчитывают на постепенное сокращение скидок на российскую нефть, как было прошлой весной. В марте–апреле 2022 г. многие стали отказываться от российской нефти, налаженные цепочки поставок разорвались, и дисконт Urals к Brent превышал 30%. Но постепенно сложились новые цепочки, и дисконт сократился вдвое. Возможно, это уже происходит: средняя цена Urals в январе сложилась выше, чем за месяц с 15 декабря по 14 января ($46,82).
«По нашим оценкам, это будет означать около 1 трлн руб. дополнительных нефтегазовых доходов на годовом уровне», — говорит директор экономического направления Института энергетики и финансов НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
Кроме низких цен у бюджета есть и другая проблема: Россия решила с марта сократить добычу на 0,5 млн баррелей в сутки (это примерно 5%). Меньше добыча — меньше доходы бюджета. Из-за этого и резко возросших расходов в январе дефицит бюджета (отчасти «бумажный») составил рекордные 1,76 трлн руб. На восстановление нефтяных цен пока рассчитывать не приходится, и правительство ищет любые способы пополнить казну. Восстановлено, пусть и в усеченном виде, бюджетное правило: при недоборе нефтегазовых доходов продаются юани из ФНБ.
Правительство добивается от крупного бизнеса разового добровольного взноса 200-250 млрд руб. Новая инициатива укладывается в этот тренд: она не только позволит собрать дополнительные средства, но также ограничение глубину провала нефтяных доходов и сделает ситуацию более предсказуемой.
Можно только гадать, откуда взялись пределы дисконта (от $34 до $25). Возможно, дело в том, что средняя стоимость Brent в январе составила $84 — примерно на $34 больше, чем Urals.
Кроме того, предлагается увеличить с $20 до $25 за баррель ценовой дифференциал, который используется для расчета демпфера на бензин, а также ввести ценовой дифференциал при расчете демпфера по дизелю, установив его предел в размере $10 за баррель, который будет действовать с 1 апреля до 31 декабря 2023 г., говорится в сообщении Минфина