Минфин объяснил желание обложить доходы уехавших из России сотрудников российских компаний по ставке 30% борьбой с налоговой оптимизацией. Неубедительно: особой оптимизации не было, но теперь, вероятно будет
Кто считает
Сейчас такие зарплаты облагаются для налоговых нерезидентов РФ, либо по ставке 0% либо 30% в зависимости от формулировок трудового договора и позиции работодателя. Нулевая ставка применяется, если в договоре прямо указано, что работа осуществляется за рубежом. Законопроект предлагает устранить возможность применения ставки 0%: таким образом, нерезиденты будут уплачивать налог 30% вне зависимости от места выполнения своих трудовых обязанностей.
Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые находятся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Работодатель при выплате зарплаты определяет налоговую резидентность работника именно за предыдущий 12-месячный период (а не за текущий календарный год).
Таким образом, если работник постоянно жил в РФ до 1 марта 2022 года, а затем уехал за границу, а зарплата ему выплачивается 5-го числа каждого месяца, повышенный налог будет взиматься, начиная с выплаты, произведенной 5 сентября. При последующих выплатах работодатель будет «довзыскивать» разницу в налоговых ставках по предыдущим месяцам (но не более 20% от зарплаты после налога). Если размера заработной платы до конца года не хватит, чтобы покрыть образовавшуюся разницу, либо если сотрудник уволится до компенсации «недоимки», то работодатель должен сообщить ему и в налоговый орган о сумме налога, которая подлежит доплате в бюджет непосредственно работником.
Сейчас НДФЛ сотрудников удерживает работодатель в качестве налогового агента. Поэтому именно он заинтересован правильно определить налоговую резидентность сотрудника и применимую налоговую ставку при выплате зарплаты, ведь если налог будет удержан в меньшей сумме, то ответственность будет нести работодатель.
«Большой брат» бухгалтер
Так как текст законопроекта пока не опубликован, сложно оценить, будет ли предоставлен работодателям какой-либо механизм контроля за налоговой резидентностью сотрудников. Сотрудники на «удаленке» могут не уведомлять работодателя об исполнении своих обязанностей с территории другой страны, а ответственность за неверное удержание НДФЛ будет все равно нести работодатель.
К тому же не любое пребывание сотрудника за пределами РФ прерывает его налоговую резидентность. Например, краткосрочные (менее 6 месяцев) выезды за границу для лечения или обучения не засчитываются как «дни вне РФ» при определении налогового статуса.
Получается, работодателю для правильного исчисления налога придется не только отслеживать количество дней, проведенных сотрудником вне РФ, но и основания для его выезда за рубеж. Однако законных оснований для такой «слежки» у работодателя сейчас нет.
Возможно, законопроект предоставит работодателям право удерживать налог с зарплаты «удаленщиков» по обычной ставке (13/15%), а доплату налога до ставки 30% сотрудники, которые стали налоговыми нерезидентами, должны будут производить сами. Если же такая норма не будет внесена, то велик шанс, что все удаленные сотрудники будут вынуждены вернуться обратно в офис, чтобы работодатель не нес риск удержания налога по неправильной ставке.
И это уклонение?
Минфин объясняет, что цель законопроекта — предотвратить «уклонение» от уплаты налогов сотрудниками, которые работают из низконалоговых юрисдикций либо не имеют статуса налогового резидента ни в одном государстве и таким образом не уплачивают налог с российского дохода за рубежом.
Между тем, отдельные категории иностранных граждан (например, высококвалифицированные специалисты) имеют право на применение налоговой ставки 13/15% даже если они являются налоговыми нерезидентами РФ. Если данное положение не будет отменено, то российские граждане, работающие за рубежом на российские компании, будут вынуждены платить гораздо большую ставку налога по сравнению с их коллегами, не имеющими российского гражданства. Поэтому можно сделать вывод, что нововведение скорее направлено на возврат уехавших сотрудников в Россию.
Люди живут там, где им нравится и, если в где-то налоги ниже, чем в России, это некорректно называть оптимизацией. Тем более что в России одна из самых низких ставок НДФЛ в мире. Или для России вдруг стало важно, сколько человек платит в бюджеты других стран? «Человек не платит налог в другом государстве, поэтому мы его обложим налогом в России, чтобы не оптимизировал».
Больше похоже на то, что мы решили взять пример с США, для которых человек с их паспортом всегда налогоплательщик, и собрать с уехавших побольше налогов. Если там, куда человек уехал, подоходный налог 40%, то сейчас он, став нерезидентом, платит все стране пребывания, а в случае принятия проекта будет платить 30% России и 10% за рубежом (это если есть соглашение об избежании двойного налогообложения). Причем тут оптимизация? Просто перераспределение.
Пострадает, как обычно, в основном средний класс. Состоятельные люди найдут способ корректной оптимизации, а вот рядовые сотрудники ничего не сделают. Собираемость налога там, где работодатель налоговый агент, близка к 100%, а таких сотрудников может быть довольно много. Это самая беспроигрышная стратегия. За примером далеко ходить не надо: после введения в 2020 г. НДФЛ 15% для больших зарплат и фиксированного налога для КИК (контролируемые иностранные компании) 5 млн руб. реально богатые стали платить меньше, средний класс — больше.
К чему это приведет
Если и работник, и работодатель согласны на то, чтобы «удаленщик» работал за рубежом, можно предположить несколько ответных сценариев на предложенное Минфином увеличение налоговой нагрузки.
Первый: работник прекращает трудовые отношения с работодателем и начинает сотрудничать с ним по гражданско-правовому договору в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенной системе налогообложения. Сейчас применение УСН не зависит от статуса налогового резидента РФ, хотя, возможно, законодатель этот момент также «откорректирует». Существенным минусом для работника здесь является отсутствие льгот, предусмотренных Трудовым кодексом, например, при сокращении штата или увольнении, оплате отпусков и больничных. Для работодателя это также чревато вопросами от налоговиков, которые очень не любят, когда штатных сотрудников маскируют под ИП, ведь в этом случае с их зарплат не платятся социальные взносы.
Второй вариант: работодатель может создать отдельные подразделения (например, дочерние компании) за рубежом для трудоустройства уехавших сотрудников. От этого проиграют все. Бюджет недосчитается НДФЛ и соцвзносов — они будут уплачиваться по законодательству страны нахождения такого подразделения. А работодателю придется потратиться на создание и содержание таких иностранных подразделений.
Однако если речь идет о сохранении ценных сотрудников, возможно, такие расходы будут оправданы.
В заключение: даже если поправки Минфина примут, они, согласно Налоговому кодексу, начнут действовать со следующего года. Налоги с доходов за 2022 год в любом случаем платим по-старому.