У налоговых органов есть много способов добиться своего. И не всегда они прямо прописаны в законе
Если налоговики хотят с вами пообщаться, то отказать им можно, но делать этого не стоит. Приглашения от них руководители бизнеса, налоговые менеджеры, бухгалтеры получают довольно часто — прийти, обсудить работу компании, ответить на вопросы, почему, как кажется инспекторам, компания недоплачивает налоги. Часто это приглашение поступает в виде вызова на различные комиссии.
Как показал опрос на канале налоговой и юридической практики PwC в Telegram, более двух третей респондентов участвовало в заседаниях налоговых комиссий или знают про их работу. Около трети опрошенных считает, что прямое общение с налоговым органом – неизбежная часть налогового администрирования.
Комиссии по легализации налоговой базы существуют в инспекциях много лет, хотя Налоговым кодексом никакие комиссии и, как следствие, вызовы на них не предусмотрены. Однако это не помешало комиссиям превратиться в инструмент предпроверочного анализа — налоговый орган вне процедур контрольных мероприятий собирает и анализирует информацию о сделках налогоплательщика.
Именно активная работа на стадии предпроверки позволяет налоговым органам добиваться роста поступлений при сокращении количества выездных проверок, чем ФНС оправданно гордится, так как в итоге сокращается административная нагрузка на инспекторов, ответственных за выездные проверки. Но эта работа Налоговым кодексом недостаточно урегулирована, и поэтому налогоплательщики часто вынуждены ориентироваться на внутренние регламенты ФНС и, как следствие, выполнять не возложенные на них законом обязанности.
Как устроена налоговая комиссия
Работа таких комиссий регулируется регламентами ФНС и конкретной инспекции. Как правило, их возглавляет либо сам руководитель налогового органа, либо один из его заместителей. Обычно в нее включают ведущих сотрудников нескольких отделов, но прежде всего — отдела отраслевого анализа (который, собственно, и занимается предпроверочными мероприятиями), юридического отдела, иногда — отдела выездных проверок и т. п.
У налогоплательщиков, которых вызывают на такие комиссии, может быть совершенно разный оборот, рентабельность или налоговая нагрузка. На карандаш попадают компании, которых заподозрили в получении необоснованной налоговой выгоды. Часто это связано с НДС. В таких случаях мероприятие может называться «налоговая комиссия по легализации налоговой базы по НДС».
В большинстве случаев вызовы на налоговые комиссии связаны с «недобросовестными», или, как сейчас говорят, «техническими», поставщиками, с которыми компания работала последние три года и по которым налоговые органы выявили неуплату либо формирование «бумажного» НДС поставщиками — прямыми или в цепочке контрагентов. Внимание могут привлечь не только новые поставщики, но и традиционные, с которыми компания работает 5–10 лет.
Теоретически приглашение можно проигнорировать — обязательной юридической силы такой вызов не имеет, и налоговый орган не вправе штрафовать за неявку.
Но обычно приглашения не игнорируются, и делать этого не стоит. На комиссии можно получить информацию о налоговых рисках организации. Узнав о возможных претензиях, можно их отработать: собрать документы и информацию об интересующей сделке или операции, выработать стратегию дальнейшей коммуникации с налоговым органом.
Обычно встреча проходит следующим образом: налоговые органы излагают, в чем состоят их претензии (например, что был выявлен разрыв по НДС в цепочке сделок), затем просят пояснить, почему это случилось, или предлагают налогоплательщику представить пояснения. Как правило, перед вызовом на комиссию (это может быть сделано просто по телефону) компания получает требование представить документы и информацию по операциям с поставщиком.
Часто прямо на комиссиях (но бывает и позже) налоговый орган предлагает уточнить налоговые обязательства, доплатив налог и пени. При этом налоговики будут особо подчеркивать, что в случае проведения выездной проверки компании будет доначислен штраф в размере 20 или 40% от налоговой недоимки либо, например, будет доначислен не только НДС, но и налог на прибыль.
По итогам встречи, как правило, составляется протокол, в котором кратко фиксируются вопрос, который обсуждался, и предложение уточнить налоговые обязательства. Позиция налогоплательщика, его несогласие с предложением инспекции, как правило, если и отражается в протоколе, то очень кратко и схематично. Поэтому, хотя данный документ не является актом, на основании которого будет доначислен налог и который затем будет использоваться при обжаловании доначислений, мы рекомендуем настаивать на том, чтобы ваша позиция была максимально подробно отражена в протоколе, особенно если вы не согласны с выводами комиссии и намерены представить документы и пояснения.
При этом, поскольку протоколы не являются ненормативными актами, порождающими права и обязанности налогоплательщиков, не имеет особого смысла их обжаловать. Тем более что такого подхода придерживаются и суды, указывая, что нельзя оспорить выводы инспекции, изложенные в протоколе встречи, так как этот документ носит исключительно информационный характер и никак не нарушает права налогоплательщика. Иного было сложно ждать — в делах по оспариванию процессуальных нарушений налоговых органов суды неохотно занимают позицию налогоплательщиков. А потому и налогоплательщики принимают правила игры и идут в суд только в крайних случаях.
Но в то же время представление пояснений и документов на протокол, равно как и сам протокол, можно будет использовать в свою защиту, в том числе при обжаловании результатов проверки в вышестоящем налоговом органе или в суде (безусловно, в зависимости от конкретных обстоятельств).
Как реагировать на предложение доплатить налоги
В нашей практике часто встречаются ситуации, когда налоговый орган предъявляет налогоплательщику, работающему с реальными контрагентами, претензии, что кто-то из его контрагентов похож на техническую компанию или кто-то в цепочке поставок не уплатил НДС и поэтому налогоплательщик должен подать уточненную декларацию. Претензия предъявляется именно налогоплательщику, потому что есть возможность взыскать с него недоплаченные контрагентами налоги.
Встречи могут проходить по-разному: как в спокойной рабочей обстановке, так и в достаточно некомфортной для налогоплательщика – например, когда инспектора изначально настроены негативно, убеждая, что у налогоплательщика практически нет шансов оспорить возможные претензии, а иногда и угрожают обратиться в правоохранительные органы.
Собственно, в этом и есть главная задача комиссии — побудить налогоплательщика доплатить налоги добровольно. Это менее трудозатратно, чем проведение налоговой проверки и доказывание нарушения. И к тому же отсутствует риск обжалования налогоплательщиком решения налогового органа в вышестоящих налоговых органах и судах.
В таких случаях главное — сохранять спокойствие и понимать, что скорректировать свои налоговые обязательства можно на более поздних этапах, а комиссия не может принудить налогоплательщика к чему-либо. Поэтому, подав под нажимом уточненную декларацию, налогоплательщик рискует переплатить налоги и заплатить излишние пени.
Саму встречу в налоговом органе и протокол по результатам встречи нужно воспринимать в первую очередь как информацию о том, в каком направлении налоговый орган работает. Решение о корректировке налоговых обязательств должно зависеть прежде всего от того, насколько сильные у компании аргументы и насколько она готова отстаивать свою позицию.