Траст не предаст, но передаст (активы)

Дарья
Невская

управляющий партнер Nevskaya Consulting

С 10 мая в странах ЕС будет запрещено регистрировать и обслуживать трасты и «аналогичные структуры», учредителями и бенефициарами которых были россияне. Прекратить с ними все отношения обязывает принятый в начале апреля пятый пакет санкций ЕС в отношении России.

Почти сразу о присоединении к этим санкциям объявила Швейцария, однако на момент написания колонки документы, меняющие законодательство Швейцарии, опубликованы не были. Поэтому пока нельзя оценить, насколько формулировки будут аналогичны европейским ограничениям.

А формулировки очень важны. После публикации пятого пакета возникло множество вопросов о применении новых ограничений:

  • распространяются ли они на семейные фонды (foundations)?
  • затрагивают ли санкции страны, не входящие в ЕС, например, Лихтенштейн, о. Джерси и Великобританию?
  • касаются ли санкции коммерческих компаний?
  • спасет ли от санкций наличие второго паспорта или иностранного ВНЖ у учредителя траста и его бенефициаров?
  • касаются ли ограничения только создания новых структур или применяются и к уже созданным трастам и семейным фондам?

Стоит ли бояться учредителям и бенефициарам семейных фондов?

На первый взгляд, семейные фонды (foundations) не должны подпадать под ограничения, т. к. они являются юридическими лицами, а не договором, как траст. Однако если посмотреть на запреты, которые вводит пятый пакет, то помимо услуг трасти в перечень запрещенных действий также включаются услуги корпоративного секретаря и предоставление регистрационного адреса. Очевидно, что эти услуги не могут быть оказаны договорной структуре (трасту) — только корпоративной. Кроме того, семейные фонды служат достижению тех же целей, что и трасты. Соответственно, мы исходим из того, что на семейные фонды (foundation) санкции распространяются. Ассоциация трастовых управляющих и специалистов по наследственному планированию (STEP) разделяет это мнение в своих пояснениях (не являются официальным документом).

Стоит ли опасаться учредителям и бенефициарам структур в Лихтенштейне, Швейцарии, Великобритании и британских офшорах?

По поводу структур, зарегистрированных в Швейцарии, а также швейцарских трасти — беспокоиться однозначно следует, т. к. Швейцария объявила о присоединении к пятому пакету санкций ЕС. Подробности, включая сроки отказа от оказания услуг «русским» структурам, пока неизвестны, поскольку не опубликованы поправки в швейцарское законодательство. Надеемся, что установленный ЕС срок (10 мая) будет продлен.

Что касается Лихтенштейна, Великобритании, о. Джерси и стран Карибских островов — официально о присоединении к пятому пакету санкций ЕС они пока не объявили, но я считаю, что ограничения для «российских» трастов и семейных фондов — вопрос времени. Так что «пути отхода» владельцам структур в этих странах рекомендуется прорабатывать уже сейчас. Что касается Карибских островов, то, например, Кайманы присоединились к части санкций против России и, возможно, эта юрисдикция появится в российском списке «недружественных» стран. Поэтому мы не рекомендуем как оставлять структуры в странах, которые уже ввели санкционные ограничения в отношении России, так и переносить туда структуры из ЕС.

Касаются ли санкции обычных коммерческих компаний?

Нет, так как коммерческие компании являются юридическими лицами, не могут считаться структурами аналогичными трасту и создаются для совершенно иной цели — коммерческой деятельности (а это трастам и семейным фондам обычно запрещено), а не для управления личным капиталом

Исключение может быть сделано для компаний и физических лиц, которые оказывают услуги номинального акционера. Это конструкция bare trust — при этом учредителем и бенефициаром является конечный выгодоприобретатель, а номинал действует в качестве трасти. Если конечный выгодоприобретатель является «российским» лицом, а номинал — гражданином ЕС или европейским юрлицом, тогда на него в полной мере распространяется пятый пакет санкций, и он должен до 10 мая прекратить оказание услуг.

Второй паспорт и ВНЖ за рубежом — это способ избежать санкций?

Санкции распространяются (помимо «российских» юрлиц) не только на граждан России, но и на «физических лиц, проживающих в России». При этом сделаны разные оговорки, так что можно рассмотреть три ситуации:

  • Бенефициар или учредитель траста — гражданин ЕС или имеет ВНЖ в одной из стран ЕС, но постоянно живет в России. На него санкции не распространяются.
  • Гражданин иных государств (в том числе, Великобритании, США, Швейцарии, Турции и т. д.) живет в России — под санкции ЕС попадает.
  • Гражданин России имеет также паспорт страны, не входящей в ЕС, и живет в этой стране — под санкции попадает. Таким образом, под санкциями оказываются живущие в Лондоне обладатели британских «паспортов инвестора». Конечно, при том условии, что они сохранили российское гражданство.

Поэтому идея о том, что можно предоставить трастовым управляющим иностранный паспорт карибского государства, «умолчать» о наличии российского гражданства и таким образом избежать санкций, кажется излишне оптимистичной. Для трасти это явный риск ответственности за обход санкций. И если он сознательно готов принять на себя эти риски, я бы не точно не советовала доверять такому бесстрашному человеку управление семейными активами. Потому что есть риск, что вы будете искать его вместе с вашими активами где-нибудь на далеких островах параллельно с правоохранительными органами Евросоюза.

Пострадают ли новые структуры?

Безусловно. Формулировки санкций однозначно запрещают оказание услуг трасти, номинального акционера, директора, секретаря, зарегистрированного офиса и любых управленческих услуг, начиная с 10 мая. При этом санкции не содержат указания на дату создания траста или семейного фонда, как условие применение санкций.

Что делать с этой информацией?

Актуально для трастов/семейных фондов с российскими учредителями и бенефициарами:

  • – зарегистрированных в ЕС;
  • – зарегистрированных вне ЕС, но использующих услуги резидентов ЕС (трасти, управляющие, советники и т.д.);
  • – зарегистрированных вне ЕС, но в юрисдикциях, которые с большой вероятностью присоединятся к санкциям (Лихтенштейн, о. Джерси, Великобритания).

Вариант 1 — получение бенефициарами и учредителем гражданства ЕС 

Рекомендация хорошая, но в текущих условиях невыполнимая. Во-первых, выдача европейских паспортов почти по всем программам для россиян сейчас остановлена. Во-вторых, заявления на прием в гражданство и раньше рассматривались долго, сейчас же сроки только увеличились — здесь речь идет не о программах «паспорт в обмен на инвестиции» — поэтому успеть до 10 мая точно не получится.

Вариант 2 — получение бенефициарами и учредителем ВНЖ в ЕС 

Многие европейские государства официально объявили о прекращении выдачи разрешений на пребывание и ВНЖ российским гражданам. Кипр пока не сдается и сейчас является единственным адекватным вариантом приобретения европейского ВНЖ для обладателей русского паспорта. До 10 мая успеть опять же не получится, но в целом ВНЖ можно получить быстрее, чем паспорт.

Важно: ВНЖ нужно получать всем (!) бенефициарам и учредителю. Если для кого-то из бенефициаров получение иностранного ВНЖ невозможно — таких бенефициаров имеет смысл исключить из траста до 10 мая.

Вариант 3 — смена трастового управляющего на нерезидента ЕС

Этот вариант может сработать с трастами (т.к. они являются договором), однако необходимо учитывать также регуляторные требования по месту регистрации траста. Если говорить об услуге номинального акционера (bare trust), то будет достаточно заменить номинала на лицо, которое не обязано соблюдать европейские санкции. Если речь идет о полноценном трасте, то, скорее всего, помимо личности трастового управляющего, придется также сменить применимое к договору траста право, т. к. не каждый трасти захочет или будет иметь право управлять трастом, подчиненным иностранному праву.

В отношении семейных фондов смена совета фонда не повлияет на ситуацию, т. к. останутся лица, оказывающие запрещенные санкциями услуги регистрационного адреса и корпоративного сервиса.

Вариант 4 — релокация в другую юрисдикцию

  • Релокация трастов происходит через смену применимого права (на право страны, не присоединившейся к санкциям), назначение нового трастового управляющего (вне ЕС), а также выполнение требований новой юрисдикции по регистрации трастового договора и т. д. (если таковые есть). Также при релокации может потребоваться открыть новый счет в банке — данный аспект зависит от позиции конкретного банка.
  • Релокация семейных фондов происходит через их редомициляцию — снятие с регистрации в одной юрисдикции и перерегистрацию в другой юрисдикции со сменой юридического адреса и регистрационного номера.

Важно, чтобы новая страна «прописки» позволяла миграцию из другого государства. Если такой возможности нет (например, как в России) — то релокация может быть осуществлена только через создание новой структуры и передачу ей активов от прежней. В этой ситуации нужно внимательно оценивать налоговые последствия, т. к. такая передача может подлежать налогообложению. Что касается перевода активов в Россию, например, во владение личного фонда, то пока официальных ограничений такой операции не установлено. Однако ассоциация STEP уже высказалась в своих пояснениях, что подобная передача будет идти вразрез с духом санкционных ограничений, соответственно, мы рекомендуем заранее проработать данный аспект, в том числе, с нынешним трастовым управляющим.

Что касается юрисдикций для «переезда» — мы не рекомендуем релоцировать структуры в страны, которые вводили санкции против России, например, потому что они могут быть добавлены Россией в перечень «недружественных».

Пока наиболее привлекательными вариантами для релокации кажутся ОАЭ (возможна как релокация трастов, так и семейных фондов), Гонконг, а также некоторые страны Южной Америки.

Вариант 5 — прекращение траста/ликвидация семейного фонда

Один из самых простых вариантов — ликвидация структуры и распределение активов бенефициарам. В отношении номинального сервиса — отказ от услуг номинального акционера и оформление активов напрямую на бенефициара. Но нужно оценить налоговые последствия для бенефициаров, которые получат распределенные активы. Также, распределение активов в пользу российских лиц и на российские банковские счета может вызвать противодействие со стороны трасти, если они решит, что это противоречит «духу» санкций. Кроме того, такой перевод может быть остановлен банком-корреспондентом, так что могут возникнуть самые разные препятствия. Иными словами, создать траст вчера может оказаться куда проще и дешевле, чем его ликвидировать сегодня.

Хотя завершить реструктуризацию «российских» трастов и семейных фондов до 10 мая невозможно, основные шаги должны быть сделаны до этой даты. Отметим, что ассоциация STEP однозначно указала, что, несмотря на введение санкций, трасти продолжают нести фидуциарные обязанности перед бенефициарами и учредителями структур и не могут прекратить их исполнение в одностороннем порядке, если из-за этого структура будет «обездвижена». Однако трасти обязаны сделать все возможное, чтобы прекратить обслуживать «российские» структуры до 10 мая. Выбор сродни задаче пройти между Сциллой и Харибдой и многое будет зависеть от оперативности предпринимаемых действий.

Дарья
Невская

управляющий партнер Nevskaya Consulting